Очерк «Положение человека в космосе» - это рассуждения М. Шелера о том, что человек представляет собой богоподобное явление.
По мнению М. Шелера, человек не может быть понят сам по себе, он может быть понять только лишь исходя из того, что он идея и задумка Бога. Сущность человека представлена переходом от животного к божественному.
Основополагающие идеи М. Шелера
В основе идей М. Шелера лежит философская антропология, предметом которой является человек и его место в мире.
Философская антропология – это учение о человеке.
Философская антропология – это одно из направлений современной философии, возникшее в 20-е гг. ХХ века.
Создателями философской антропологии являются М. Шелер и Г. Плеснер.
Основополагающими идеями М. Шелера является выделение пяти основных типов самопонимания человека:
- Первый тип самопонимания задан Библией и иудео-христианским монотеизмом. Данный тип дает представление о творении и грехопадении, бессмертии и свободе, истории человечества и мира. Эта теория частично смешивается со второй идей самопонимания.
- Второй тип самопонимания основан на идеи Логоса – представляющий человека как разумного существа, наделенного божественным разумом. Данная идея является «изобретением греков». Разумность человека определяет его причастность к космическому порядку и божественному происхождению.
- Третий тип самосознания представляет собой идеи позитивизма, прагматизма и натурализма, которые представляют человека как существо природное, но при этом отличающееся от животных степенью развития мозга.
- Четвертый тип основан не идеи пессимизма, согласно которой отсутствует хоть какая-то надежда на искупление и при этом выделяется антижизненность человека, как «дезертира жизни», имеющего нарушенную внутреннюю секрецию, а разум выступает в качестве определенной «болезни».
- Пятый тип основан на идеях, разработанными немногочисленными философами, оттолкнувшимися от идеи Ницше о «сверхчеловеке». Отличие состоит в том, что человеку придается индивидуальность существования.
Фундаментом для развития собственных философских мыслей для М. Шелера служат труды Н. Гартмана, а именно его этика, в которой он обоснованно рассуждает о «постулаторном атеизме ответственности». Согласно данным рассуждениям, для того чтобы человеку быть свободным, ему необходимо быть независимым ни от Бога, ни от какой-либо другой замены в виде цели, являющейся общей для человечества. Теологическая картина мира, в рассуждениях философов, является той точкой отчета, где человек становится абсолютно свободным. И напротив, если человечество подчиняется определенным законам, которые лишены всякой «разумности», то человек полностью несет ответственность за свой выбор.
Таким образом, М. Шелер, в своей философской антропологии стремится к «снятию» всех противоречий и разрабатывает идею единой концепции существования человека.
Работа М. Шелера «Положение человека в космосе»
Работа М. Шелера «Положение человека в космосе» начинается с тезиса, говорящего о том, что все живое одушевленно. Данный тезис близок витализму, содержит в себе мысли о том, что все живое наделено переживаниями, так как жизнь представляет собой самоорганизацию, самодеятельность и самодвижения. По мнению М. Шелера какими бы смутными и неясными были переживания, которыми обладает каждое живое существо, из каждого можно вычленить отдельные ступени конкретного переживания.
Общим определением жизни, данным М. Шелером, является «порыв», слепое и темное влечение.
Первая ступень характеризуется тем, что переживание является еще несовершенным и бессознательным, у него нет определенных представлений и даже четких ощущений. На этом этапе достаточно сложно отличить влечение и чувства, так как они не дифференцированы друг от друга.
На второй ступени проявляется «порыв», который представляет собой общий ствол, от которого отходят более мелкие ответвления представлений и аффектов. То есть порыв представляет собой простейшие переживания окружающей реальности и оказание при необходимости им определенного сопротивления.
Третья ступень характеризуется модификацией порыв, который представляет собой унаследованное или врожденное поведение, характеризующее конкретный вид живого существа. Специализированной формой порыва является инстинкт.
У каждого животного есть простая ассоциативная память, которая видоизменяется в зависимости от прошлого и настоящего опыта.
У высших животных (человек) осуществляется постепенное высвобождение влечений от программы, которая строго задана инстинктами.
Таким образом, отличие человека от животного, по мнению М. Шелера, заключается в том, что человеку открыт весь мир, ему доступно всё его многообразие.
Особое внимание в своем труде «Положение человека в космосе» М. Шелер отводит поведению человека и его независимость от животных инстинктов. Это разительно отличает человека от животных и дает ему ряд преимуществ в существовании.
Поведение человека регулируется им самостоятельно, и оно свободно от инстинктов, ему доступна предметная деятельность. Поведение человека регулируется психофизиологическим состоянием организма.
Человек, в отличие от животного, способен сдерживать собственные импульсивные порывы и инстинкты, управлять ими и видоизменять их.
Так, если животное делит мир на две части: «полезно» и «вредное», то человек видит мир более открыто и «разрывает» данный круг. Это связано с тем, что у человека кроме внешнего мира, есть еще и определенный внутренний мир, потому как он наделен самосознанием и самоидентичностью собственного «Я».
Таким образом, в «Положении человека в космосе» М. Шелера, человек представлен как духовная личность, имеющая определенную душевную жизнь, которая протекает не «сама по себе», она обусловлена рядом событий, соотносимых с определенным центром, задающим последовательность движения и действий.