Необходимость полового воспитания в школе и его содержание
В современном мире уроки полового воспитания в школьных учебных заведениях приобретают все более значимую роль. Половое воспитание нацелено на знакомство учащихся разных возрастных групп с особенностями построения взаимоотношений между полами
Проведение занятий по половому воспитанию необходимо потому, что оно дает детям правильные представления о сексуальной жизни, имеющие научную направленность. Для организации таких занятий используются методические материалы, познавательные видеоролики, позволяющие сформировать в сознании учащихся адекватное и положительное представление о сексе.
Содержание полового воспитания учащихся должно включать такие компоненты:
- Информационные данные об изменениях, происходящих в организме людей разных полов в период полового созревания.
- Информацию о формах сексуального поведения;
- Сведения об опасностях ранних и беспорядочных половых контактов, связанных с серьезными инфекционными заболеваниями.
- Информацию о средствах контрацепции, ее необходимости и значимости применения.
- Взаимосвязь сексуальных контактов с беременностью и основные признаки ее наступления.
Половое воспитание в школе должно носить целенаправленный характер и быть ориентированным на правовые нормы сексуального поведения в обществе, воспитывать сдержанность в проявлении половых чувств, умение подчинить их нравственным принципам.
Половое воспитание в младшем школьном возрасте
Половое воспитание в этот период обусловлено необходимостью осознания учащимися своей половой принадлежности. Мальчиков требуется ознакомить с основными личностными чертами мужчины:
- Мужественность;
- Уважение и проявление чуткости к матери, сестре, сверстницам, педагогам;
- Ответственность за свою семью, осознание себя ее защитником.
Девочкам требуется рассказать о том, что такое женственность, аккуратность, скромность, уважительное отношение к себе, своим сверстницам, старшим.
Младших школьников знакомят с половыми признаками и их отличительными чертами у животных и представителей растительного мира, строении организма мальчиков и девочек, особенностях беременности, ее важности.
Дети должны получить представление об изменениях, происходящих в растущем организме под действием гормональных перестроек. Половые гормоны воздействуют на рост тела, молочных желез, появление волосяного покрова в подмышках и на лобке, развитие менструального цикла. Девочки не должны этого бояться, быть к этому готовыми и при возникновении вопросов не стесняться задавать их родителям, педагогам, медицинским работникам.
Младшие школьники должны освоить основные гигиенические навыки, исходя из своей половой принадлежности, а также узнать о специфике ношения нижнего белья, не препятствующего нормальному росту и развитию половых органов.
Половое воспитание в средней школе
В этом возрасте, необходимо акцентировать внимание на воспитании нравственных начал в половой жизни. Мальчики усваивают необходимость бережного и уважительного отношения к противоположному полу, а девочки учатся правильно себя вести в присутствии лиц мужского пола.
В этом возрасте происходит гормональная перестройка организма, с особенностями протекания которой нужно ознакомить представителей обоих полов. Мальчики должны понять и усвоить особенности анатомического строения и физиологических характеристик мужского организма и понимать, что появление поллюций, ломка голоса является нормальным явлением. Девочки же должны усвоить необходимость менструального цикла и изучить особенности гигиены в этот период, а также знать структурные изменения в строении своего тела – развитие тазовых костей, грудных желез, постепенное формирование женского строения организма.
Половое воспитание в старших классах
В этот период, детям прививают необходимость гармоничного развития личности, этические принципы и нравственные нормы поведения в половой сфере. С учащимися проводятся специальные беседы о специфике моральных и социальных половых аспектов развития, построении дружеских и любовных взаимоотношений между парнем и девушкой, мужчиной и женщиной.
Половое воспитание старшеклассников предполагает формирование понятий о:
- Человеческих инстинктах;
- Связи между инстинктами человека и его разумом;
- Положительных и отрицательных эмоциях;
- Скромном и развязном поведении;
- Душевной чистоте и целомудрии;
- Девичьей гордости;
- Мужском достоинстве;
- Благородстве и ответственности.
Девушки и юноши должны узнать о биологическим и социальном созревании, его особенностях и последствиях, о том, что собой представляет и как проявляется симпатия, увлеченность, более высокие чувства влюбленности и формирование привязанности.
Детям следует разъяснить, что, не смотря на развитие половых признаков, не стоит спешить начинать половую жизнь до наступления физического созревания. Подростки должны узнать о том, что представляет собой сексуальная жизнь, особенностях строения организмов противоположных полов, иметь понятие о зачатии, беременности, вреде аборта и необходимости контрацепции для предотвращения нежелательных беременностей и инфекционных заболеваний.
Старших школьников готовят к дальнейшей семейной жизни, знакомя с ее особенностями, моральными принципами построения.
Половое воспитание в старшем школьном возрасте носит более расширенный и всеобъемлющий характер, поскольку дети уже прошли стадию полового созревания, либо находятся на ее завершении и должны получить максимум полезной и необходимой информации, которая поможет им избежать ошибок в половом поведении и предотвратить отрицательных последствий установления половых контактов.