Необходимость подготовки ребенка к обучению в школе
Адаптация к школе – это процесс привыкания ребенка к новому этапу жизнедеятельности, выполнению новой социальной роли, сопровождающийся психическими и социальными факторами, влияющими на развитие личности учащегося.
Начало обучения в школе является закономерной стадией жизнедеятельности каждого ребенка. Несмотря на его обусловленность, этот этап каждый ребенок переживает по-своему. Для одного ребенка адаптация может пройти быстро и безболезненно, а для другого оказаться серьезным и, даже, страшным испытанием. В этой связи, к учебной деятельности необходимо готовиться.
Необходимость подготовки ребенка к обучению в школе можно определить следующими аспектами:
- Современные образовательные программы выдвигают повышенные требования к уровню развития учащихся. Поступив в начальную в школу, ребенок должен обладать рядом навыков, необходимых для успешного выполнения своих учебных обязанностей. Например, умение читать, сформированная связная речь и т.д.
- Подготовка к обучению в школе способствует созданию благоприятной среды для адаптации ребенка к новым условиям его жизнедеятельности и новым правилам.
- Обеспечение психологической готовности к выполнению новой социальной роли и смене основной деятельности.
- Формирование системы непрерывного обучения т.е. реализуется принцип преемственности обучения, связывающий дошкольный образовательный этап с начальным школьным обучением.
- Создание развивающей среды, способствующей развитию навыков коллективной деятельности, сотрудничества и социального взаимодействия.
Подготовка ребенка к обучению в школе нацелена на формирование уважительного отношения к собственной личности и окружающим людям, формирование положительной мотивации к учебной деятельности и новой социальной роли, которую ребенку предстоит исполнять достаточно длительный временной период.
Рисунок 1. Адаптация к школе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Исходя их целевого назначения подготовки к школе, можно выделить ряд задач данного процесса. К ним относятся:
- Формирование разнообразных навыков и умений, необходимых для успешного обучения в школе: двигательных навыков, мыслительных операций, памяти, логики, воображения, работоспособность, познавательная заинтересованность, инициативность, творческая ориентация деятельности;
- Развитие интереса к изучению устройства окружающего мира;
- Развитие коммуникативных навыков;
- Воспитание уважения к родителям, педагогам, труду, чужому мнению и чужим потребностям;
- Воспитание потребности в оказание помощи и поддержки другим людям;
- Развитие навыков сотрудничества;
- Воспитание уверенности в себе и своих силах, веры в себя и достижение успеха в новых начинаниях.
Практические рекомендации по подготовке ребенка к школьному адаптационному периоду
Адаптация ребенка к обучению в школе является процессом обусловленным психическими особенностями данного возрастного периода. Ребенку необходимо приспособиться к новой обстановке, новым правилам, новой роли. Это требует серьезной психологической и физической подготовки организма. В этот период, практически каждый ребенок сталкивается с трудностями приобщения к новой социальной жизнедеятельности.
Успех адаптации ребенка к школе зависит от тщательной подготовки к этому процессу. Естественно, что каждый ребенок уникален. Единой инструкции по прохождению адаптации невозможно придумать.
Рисунок 2. Факторы успешной подготовки ребенка к школе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Но существует ряд общих рекомендаций по подготовке дошкольника к школе, которые помогут ему пройти этот процесс более уверенно и легко. К ним относятся:
- Заранее создать режим дня, отвечающий школьному расписанию. Необходимо подготовить ребенка к его новым условиям жизнедеятельности: вставать и ложиться в определенное время, уметь распределять свое свободное время, которое отныне нужно использовать не только на развлечения, но и на выполнение домашней работы. Заранее включить занятия в расписание дня ребенка и чередовать их с физическими упражнениями, двигательной активностью.
- Ежедневные прогулки. Не менее двух часов в день ребенку необходимо бывать на свежем воздухе. Это активизирует его познавательные процессы и мотивирует к изучению окружающего мира.
- В течение дня ребенку необходимо осуществлять разнообразную деятельность. Это позволяет ребенку привыкнуть к тому, что вскоре ему предстоит посещать школу, выполнять домашние задания, посещать кружки, находить время для отдыха и досуга.
- Формирование правильного питательного рациона.
- Формирование навыков самостоятельности, проявления инициативы в различных видах деятельности.
- Развитие положительной самооценки. Для этого нельзя сравнивать ребенка, его успехи или неудачи с достижениями других детей. Сравнению подлежат только собственные достижения ребенка в определенной временной динамике.
- Создание комфортного семейного микроклимата. Ребенок должен чувствовать, что его любят и ценят, что все его успехи и неудачи в учебе или иной деятельности будут приняты родителями и не повлияют на их отношение к нему.
- Акцентирование внимания на индивидуальных особенностях развития ребенка. Здесь, важно рассматривать уровень работоспособности ребенка, черты его характера, темперамент, познавательные возможности, трудовая активность.
- Похвала и поощрение за какие-то достижения.
- Выработка навыков самоконтроля и формирование чувства ответственности за свои действия и поступки.
- Сохранение спокойствия. Родителям необходимо спокойно относится к новому этапу жизнедеятельности ребенка, поскольку он чувствует их переживания и нервное напряжение.
Направления готовности ребенка к обучению в школе
Подготовка к школьной адаптации реализуется по следующим направлениям:
- Физическая готовность. Она отражает состояние здоровья старшего дошкольника, зрелость физиологических процессов организма, свидетельствующих о готовности перехода к следующей стадии развития: физическая работоспособность, развитая координация, моторные функции, состояние двигательных навыков, функциональная зрелость организма.
- Личностная готовность. Она отражает развитие мотивационной сферы ребенка: желание и потребность в познании, в установлении социальных связей и отношений, а также коммуникативные навыки, сформированность собственного «Я», эмоциональная готовность.
- Интеллектуальная готовность. Она отражает развитость творческой ориентации деятельности, логического мышления, познавательной активности и познавательной инициативности.