Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Подготовка ребенка к процессу адаптации к школьному обучению

Необходимость подготовки ребенка к обучению в школе

Определение 1

Адаптация к школе – это процесс привыкания ребенка к новому этапу жизнедеятельности, выполнению новой социальной роли, сопровождающийся психическими и социальными факторами, влияющими на развитие личности учащегося.

Начало обучения в школе является закономерной стадией жизнедеятельности каждого ребенка. Несмотря на его обусловленность, этот этап каждый ребенок переживает по-своему. Для одного ребенка адаптация может пройти быстро и безболезненно, а для другого оказаться серьезным и, даже, страшным испытанием. В этой связи, к учебной деятельности необходимо готовиться.

Необходимость подготовки ребенка к обучению в школе можно определить следующими аспектами:

  1. Современные образовательные программы выдвигают повышенные требования к уровню развития учащихся. Поступив в начальную в школу, ребенок должен обладать рядом навыков, необходимых для успешного выполнения своих учебных обязанностей. Например, умение читать, сформированная связная речь и т.д.
  2. Подготовка к обучению в школе способствует созданию благоприятной среды для адаптации ребенка к новым условиям его жизнедеятельности и новым правилам.
  3. Обеспечение психологической готовности к выполнению новой социальной роли и смене основной деятельности.
  4. Формирование системы непрерывного обучения т.е. реализуется принцип преемственности обучения, связывающий дошкольный образовательный этап с начальным школьным обучением.
  5. Создание развивающей среды, способствующей развитию навыков коллективной деятельности, сотрудничества и социального взаимодействия.

Подготовка ребенка к обучению в школе нацелена на формирование уважительного отношения к собственной личности и окружающим людям, формирование положительной мотивации к учебной деятельности и новой социальной роли, которую ребенку предстоит исполнять достаточно длительный временной период.

«Подготовка ребенка к процессу адаптации к школьному обучению» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Адаптация к школе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Адаптация к школе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Исходя их целевого назначения подготовки к школе, можно выделить ряд задач данного процесса. К ним относятся:

  1. Формирование разнообразных навыков и умений, необходимых для успешного обучения в школе: двигательных навыков, мыслительных операций, памяти, логики, воображения, работоспособность, познавательная заинтересованность, инициативность, творческая ориентация деятельности;
  2. Развитие интереса к изучению устройства окружающего мира;
  3. Развитие коммуникативных навыков;
  4. Воспитание уважения к родителям, педагогам, труду, чужому мнению и чужим потребностям;
  5. Воспитание потребности в оказание помощи и поддержки другим людям;
  6. Развитие навыков сотрудничества;
  7. Воспитание уверенности в себе и своих силах, веры в себя и достижение успеха в новых начинаниях.

Практические рекомендации по подготовке ребенка к школьному адаптационному периоду

Адаптация ребенка к обучению в школе является процессом обусловленным психическими особенностями данного возрастного периода. Ребенку необходимо приспособиться к новой обстановке, новым правилам, новой роли. Это требует серьезной психологической и физической подготовки организма. В этот период, практически каждый ребенок сталкивается с трудностями приобщения к новой социальной жизнедеятельности.

Успех адаптации ребенка к школе зависит от тщательной подготовки к этому процессу. Естественно, что каждый ребенок уникален. Единой инструкции по прохождению адаптации невозможно придумать.

Факторы успешной подготовки ребенка к школе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Факторы успешной подготовки ребенка к школе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Но существует ряд общих рекомендаций по подготовке дошкольника к школе, которые помогут ему пройти этот процесс более уверенно и легко. К ним относятся:

  1. Заранее создать режим дня, отвечающий школьному расписанию. Необходимо подготовить ребенка к его новым условиям жизнедеятельности: вставать и ложиться в определенное время, уметь распределять свое свободное время, которое отныне нужно использовать не только на развлечения, но и на выполнение домашней работы. Заранее включить занятия в расписание дня ребенка и чередовать их с физическими упражнениями, двигательной активностью.
  2. Ежедневные прогулки. Не менее двух часов в день ребенку необходимо бывать на свежем воздухе. Это активизирует его познавательные процессы и мотивирует к изучению окружающего мира.
  3. В течение дня ребенку необходимо осуществлять разнообразную деятельность. Это позволяет ребенку привыкнуть к тому, что вскоре ему предстоит посещать школу, выполнять домашние задания, посещать кружки, находить время для отдыха и досуга.
  4. Формирование правильного питательного рациона.
  5. Формирование навыков самостоятельности, проявления инициативы в различных видах деятельности.
  6. Развитие положительной самооценки. Для этого нельзя сравнивать ребенка, его успехи или неудачи с достижениями других детей. Сравнению подлежат только собственные достижения ребенка в определенной временной динамике.
  7. Создание комфортного семейного микроклимата. Ребенок должен чувствовать, что его любят и ценят, что все его успехи и неудачи в учебе или иной деятельности будут приняты родителями и не повлияют на их отношение к нему.
  8. Акцентирование внимания на индивидуальных особенностях развития ребенка. Здесь, важно рассматривать уровень работоспособности ребенка, черты его характера, темперамент, познавательные возможности, трудовая активность.
  9. Похвала и поощрение за какие-то достижения.
  10. Выработка навыков самоконтроля и формирование чувства ответственности за свои действия и поступки.
  11. Сохранение спокойствия. Родителям необходимо спокойно относится к новому этапу жизнедеятельности ребенка, поскольку он чувствует их переживания и нервное напряжение.

Направления готовности ребенка к обучению в школе

Подготовка к школьной адаптации реализуется по следующим направлениям:

  • Физическая готовность. Она отражает состояние здоровья старшего дошкольника, зрелость физиологических процессов организма, свидетельствующих о готовности перехода к следующей стадии развития: физическая работоспособность, развитая координация, моторные функции, состояние двигательных навыков, функциональная зрелость организма.
  • Личностная готовность. Она отражает развитие мотивационной сферы ребенка: желание и потребность в познании, в установлении социальных связей и отношений, а также коммуникативные навыки, сформированность собственного «Я», эмоциональная готовность.
  • Интеллектуальная готовность. Она отражает развитость творческой ориентации деятельности, логического мышления, познавательной активности и познавательной инициативности.
Дата последнего обновления статьи: 30.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot