Пальчиковый театр – это способ проигрывания сказки посредством использования фигурок-персонажей, одеваемых на пальцы.
Пальчиковый театр оказывает положительное воздействие на развитие моторики рук, а потому используется в логопедической работе в качестве коррекционного метода речевого развития.
Пальчиковый театр помогает в активизации речевого аппарата ребенка и стимулирует развитие диалогической связной речи.
Диалогическая речь – это обмен фразами и высказываниями между двумя собеседниками, предполагающий развитое фонематическое восприятие и звуковое произношение.
Педагогические условия применения пальчикового театра в развитии диалогической речи младших дошкольников
Пальчиковый театр обладает отличным психотерапевтическим эффектом. Его использование позволяет скорректировать функционирование речевого аппарата ребенка, устранить разнообразные нарушения в работе психических процессов, посредством организации увлекательной игры. Ребенок не чувствует, оказываемого на него воздействия, а потому, легко усваивает передаваемую информацию, расслабляется и позволяет речи перейти в активную фазу развития.
Чтобы пальчиковый театр приносил эффект речевого развития, требуется соблюдение ряда педагогических условий его использования. К ним относятся:
- Формирование у детей интереса к данному виду деятельности. Это реализуется за счет применения игровых методов, использования народных сказок, шуток и прибауток;
- Ознакомление младших дошкольников с устройством окружающего мира: природы и социума, а также жизнедеятельностью народа. Это позволяет проигрывать сцены из реальной жизни, с использованием персонажей к ней принадлежащих;
- Организация взаимодействия ДОУ с родителями. Она необходима для того, чтобы приобщить родителей к реализации пальчикового театра в домашних условиях, повысив, тем самым, роль занятий и ускорить процесс речевого развития детей;
- Создание в ДОУ предметно-развивающего пространства, включающее компоненты пальчикового театра, атрибуты реализации пальчиковых игр;
- Использование для постановок сцен художественных произведений детской литературы. Они формируют основы становления выразительной речи у детей, учат красиво и правильно говорить, выражать свои мысли и чувства, а также содержат в себе воспитательный аспект – учат основам поведения, доброте, уважению, взаимопомощи;
- Использование стихотворных форм произведений для основы постановок сцен пальчикового театра. Стихотворная форма формирует навыки ритмического построения высказывания, устанавливает темп и ритм произношения, позволяет автоматизировать произношения большинства звуков и закрепить их памяти;
- Громкая активная речь во время игры. Недопустимо играть тихо, произносить тихие фразы. Речь персонажей пальчикового театра должна быть громкой и четкой
Создание данный условий позволяет направить речевое развитие младших дошкольников в правильное русло и заложить у них основы становления связной речи.
Воздействие пальчикового театра на речевое развитие ребенка
Роль пальчикового театра в речевом развитии младших дошкольников и формировании у них диалогической связной речи сводится к следующим параметрам:
- Активизация лексического запаса дошкольника.
- Развитие монологической и диалогической речи.
- Формирование навыков построения речевого взаимодействия со сверстниками и людьми иных возрастных групп.
- Формирование навыков выражения своих чувств и эмоций, посредством речи.
- Формирование навыков восприятия речи и умения адекватного речевого реагирования на нее.
- Развитие четкой и внятной речи.
- Формирование навыков выражения своих мыслей в краткой, лаконичной форме.
- Развитие моторных функций организма в игровой пальчиковой деятельности.
- Развитие детской любознательности.
- Активизация работы речевого воображения.
- Развитие звуковой культуры речи. Она формируется за счет отработки звуков в ходе обыгрывания ролей: дети подражают звукам животных, птиц.
- Развитие грамматической стороны речи. Они становятся устойчивыми привычками произношения за счет многократного повторения.
Пальчиковый театр очень увлекает детей младшего дошкольного возраста. Дети, которые не владеют речью в этот возрастной период принимают в нем активное участие, расширяя свой словарный запас и пробуя произносить отдельные слова и фразы, входящие в их роль.
Рисунок 1. Пальчиковый театр. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Особенности организации пальчикового театра
Организация пальчикового театра в младшем дошкольном возрасте сопряжена с рядом особенностей. Они обусловлены возрастным этапом развития детей и нахождении их речи в стадии становления.
К основным характеристикам пальчикового театра для младших дошкольников относятся:
- Постановка простых сценариев. В них участвуют не более двух-трех героев и используется пара реплик;
- Использование одной руки в начале включения пальчикового театра в образовательный процесс ДОУ и постепенное включение второй руки с сохранение исполнения простых сценариев;
- Обязательное знакомство детей с персонажами – с фигурками перед началом игры;
- Организация диалоговых пальчиковых игр между ребенком и взрослым на начальных этапах знакомства с пальчиковым театром т.е. педагог берет на себя одну роль, надевая на палец фигурку, а ребенку дает другую;
- Использование знакомых детям народных сказок в постановках. Это может быть «Колобок», «Репка», «Теремок»;
- Прочтение сказок перед игровым процессом. Это позволяет более лучше понять роли, познакомиться с героями.
В некоторых случаях осуществляется самостоятельное создание фигурок, которые одеваются на пальцы детьми при помощи взрослых. Это углубляет понимание ребенком сказки и развивает его творческое начало.
В ходе постановки театральных сцен на ладошке осуществляется взаимодействие детей друг с другом. Это мотивирует их к построению диалогов.
В младшем дошкольном возрасте дети выполняют самые простые движениями пальцами. При этом им дается свобода перемещения и контактирования с коллективом, что так же положительно сказывается на развитии основ диалогической связной речи.