Применение пальчикового театра в качестве средства развития диалогической речи у детей
Пальчиковый театр – это театрализованная игра, организуемая посредством использования маленьких фигурок, которые ребенок одевает на пальцы.
Основным атрибутом пальчикового театра являются миниатюрные персонажи, которые ребенок одевает на пальцы и с их помощью играет определенные роли, озвучивая героев собственным голосом. В основном пальчиковые персонажи изображают героев сказок или мультфильмов, а могут быть сделаны просто в виде кукол, которые способны выполнять разнообразные функции и роли.
Использование пальчикового театра в воспитательно-образовательном процессе направлено на решение целого комплекса задач:
- Развитие и совершенствование речи ребенка.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие таких психических процессов как: мышление, воображение, память и мышление.
- Развитие творческих способностей и пространственного воображения.
- Формирование и развитие коммуникативных умений и навыков.
Эффективность пальчикового театра обусловлена тем, что театрализованная деятельность вызывает у детей неподдельный интерес и эмоциональный подъем, позволяя в непринужденной и веселой обстановке проявить свои таланты и творческие способности.
По содержанию пальчиковые игры представляют собой инсценировку различных сказок, рифмованных историй, стишков, приговорок, потешек и т.д. Участие в игре могут принимать как пальцы одной руки, так и одновременно двух. В том случае, если в игре участвуют одновременно две руки, то это способствует усвоению таких понятий как «лево», «право», «верх», «низ» и т.п.
Таким образом, пальчиковые игры способствуют развитию у детей ловкости, умения управлять собственными движениями, концентрировать внимание на совершаемом виде деятельности, а также развитию связной диалогической речи (озвучивая героев).
Основные характеристики пальчикового театра, используемого в качества средства развития диалогической связной речи:
- Универсальность – организовать пальчиковый театр можно в любое время и в любом месте.
- Кратковременность – театральное представление может быть коротким не более 2-5 минут, но при этом содержательным и познавательным.
- Активность и безопасность – несмотря на то, что пальчиковый театр представляет собой довольно активную игру, он обеспечивает безопасность телесного контакта, вне зависимости от того, проводится он в группе или паре.
- Вербальность и невербальность – в зависимости от цели пальчикового театра, он может содержать в основном жесты (развитие мелкой моторики), мимику (разминка мимических мышц) или же обильную речь.
- Игровая вариативность – один и тот же сюжет можно проигрывать в разнообразных вариантах.
- Постепенное усложнение мыслительных и двигательных задач.
Особое значение пальчиковый театр имеет для развития речи ребенка, которая находится в зависимости от развития мелкой моторики. В связи с чем, мелкая моторика входит в обязательный комплекс развитии речи детей.
Таким образом, пальчиковый театр оказывает двойственное влияние на речевое развитие ребенка. Так, развитие мелкой моторики положительно сказывается на развитии речи ребенка, а проигрываемые театральные диалоги, когда ребенок говорит за своего героя, оказывают благоприятное влияние на развитие связной диалогической речи.
Основные направления применения пальчикового театра как средства развития диалогической связной речи у детей
Значимость диалогической речи для ребенка очень велика, именно с ее помощью он устанавливает контакт с окружающими людьми и способствует его успешному личностному развитию.
В том случае, если ребенок владеет диалогической речью на должном уровне он чувствует себя уверенным и раскованным в общении со взрослыми и сверстниками.
Основным средством формирования и развития диалогической речи детей является повседневное общение. С беседой очень тесно связано словесное творчество и рассказывание. Это все содержится в пальчиковом театре, что и делает его востребованном у педагогов и логопедов.
Направления воздействия пальчикового театра на развития связной речи детей:
- Обогащение и активизация словарного запаса ребенка. Пальчиковый театр способствует тому, что ребенок не просто узнает новые слова, но и активно использует их в собственной речи в процессе проигрывания роли.
- Развитие связной речи – в процессе театрализованных представлений ребенку приходится самостоятельно произносить достаточно большие отрывки текста, а также принимать участие в диалоге с другими персонажами.
- Развитие звуковой культуры речи – с помощью исполнения ролей, ребенок имеет возможность отрабатывать разнообразные звуки, правильность и четкость их произношение, доведение их до совершенства, чтобы в диалоге речь была понятна собеседнику.
- Усвоение грамматического строя языка – в диалогах ребенку зачастую приходится самостоятельно формулировать словосочетания и предложения, что является достаточно сложным процессом. Разыгрывая раз за разом театральные представления пальчикового театра дети учатся быстро реагировать на фразы собеседников и формулировать ответ. Это значительно повышает уровень диалогической связной речи.
- Закрепление знаний о художественной литературе – разыгрывая отрывки из произведений дети усваивают особенности диалогической речи в зависимости от вида произведения, его этнической принадлежности и т.д. Такая работа позволяет детям овладеть разнообразными типами диалога.
- Развитие эмоциональности диалогической связной речи – дети учатся не просто произносить фразы в ответ собеседнику, но и эмоционально обогащать свою речь, то есть выражать эмоции посредством собственного голоса.
Дети любят пальчиковый театр, так как он позволяет им отключиться от реальности и перейти в мир сказки, попробовать себя сразу нескольких ролях. А взрослым пальчиковый театр позволяет решать целый ряд образовательных, развивающих, воспитательных и коррекционных задач.