Народное искусство – незаменимое средство воспитания подрастающего поколения.
Дети знакомятся с историей и бытом своего народа через фольклорное творчество, художественную деятельность, разнообразные декоративные промыслы. Через народное искусство и творчество ребенок формирует нравственные ориентиры своей деятельности, приобщается к культуре и ценностям своего народа.
Так, народные промыслы применяются в качестве основы знакомства дошкольников с древнерусской мифологией.
Древнерусская мифология в развитии дошкольников
Древнерусская мифология - это ненаучный способ описания устройства мира и основ его функционирования.
Мифы отражают знания народа конкретного времени о мире, законах его устройства и особенностях природы и общества. При этом, эти знания дополняются не только реальными научными основами, жизненными данными, но и наличием чего-то, выходящего за пределы реальности – сверхестественного.
Древнерусская мифология описывала устройство бытия на основании наличия сверхественных существ, потусторонних объектов и процессов. Такое описание противоречит научному, но оно является видением народа процесса мироздания и законов его функционирования.
Мифология древних славян находит активное применение в воспитательном процессе старших дошкольников. Она позволяет познакомить их с основами народной мудрости, с верованиями древних славян и их культурными особенностями развития.
Знакомство старших дошкольников с древнерусской мифологией реализуется на основании изучения волшебных сказок. Такие сказки опираются на народные поверья и язычество, лежащее в основе верований древнерусского народа. Люди верили, что мир, в котором они живут, наполнен не только живыми существами, но и духами, которые могут, как помогать им в их делах и жизнедеятельности, так и мешать им. Люди старались задобрить духов для получения от них благодати. Например, носились подношения полевым духам или духам стихий, чтобы они помогли им с посадкой и сбором урожая.
В древнерусские времен сложилось больше количество мифических сказок и поверий: про домового, Бабу Ягу, Лешего и др. существ.
Знакомство с древнерусской мифологией играет особую роль в развитии дошкольников. Оно позволяет:
- Научить ребенка верить в волшебство;
- Познакомить детей с особенностями древнерусской жизнедеятельности;
- Познакомить детей с верой древнерусского народа;
- Сформировать нравственное видение мира;
- Обогатить духовный мир подрастающего поколения.
Занятия народной пластикой как способ формирования представлений дошкольников о древнерусской мифологии
Народная пластика – это художественная лепка, ориентированная на воспроизведение образов мировосприятия и мироощущения ребенка.
Занятия художественной лепкой имеют важное развивающее значение. Лепка формирует навыки творческой деятельности, развивает моторику рук и расширяет представления ребенка об устройстве мира.
Народная пластика используется в образовательном процессе ДОУ для детей старших возрастных групп в направлении лепки объектов, составляющих содержание древнерусской мифологии.
Дети лепят различных существ, являющих героями волшебных народных сказок. Материал выбирается в соответствии с возрастными особенностями развития детей. как правило, используется глина. Именно это материал используется для лепки в технике народной пластики. Он характеризуется пластичностью и применением форм для лепки.
Технология пластики опирается не на скульптурные приемы организации лепки, а на создание формы, к которой добавляется глина для наращивания и создания формы конкретного объекта.
Народная пластика является искусство создания объемных изображений. Она позволяет научить детей выполнению художественных работ из полимерной глины, приблизить их к народному творчеству и его основам.
Полимерная глина, используемая в лепке, является гибким и податливым материалом. Она позволяет воплотить различные позы объектов, их движения, жесты. Иными словами, можно сделать художественные произведения более живыми и реалистичными. Это особенно интересно детям.
Глиняные народные игрушки многотематичны. Дети могут лепить разные сюжетные композиции и объекты окружающего мира.
Если рассматривать связь народной пластики с древнерусской мифологией и ее познанием детьми, то можно отметить следующие положительные аспекты применения лепки в качестве средства приближения ребенка к мифологии русского народа:
- Лепка улучшает восприятие иллюстраций к народным сказкам, передающим разнородные верования и национальные традиции;
- Лепка повышает умственную активность дошкольников и способствует более полноценному восприятию мифических героев;
- Придание слепленным объектам неповторимости за счет их украшения. Лепка позволяет наделить мифических героев неповторимыми чертами, что развивает воображение детей, позволяет им отразить свое видения народной мифологии;
- Возможности создания сюжетных композиций. Дети отражают не только отдельных героев мифологии, но и строят целые сюжетные композиции, отражая содержание волшебных сказок.
Таким образом, лепка развивает фантазию ребенка. Формируя фигуры из полимерной глины, у него открываются возможности изменения их формы и добавления к ним определенных частей. Ребенок воплощает свое видение языческих верований, реализует свои представления о мифических героях и их особенностях.
Народные игрушки хороши тем, что они воздействуют на замысел ребенка в ходе творческой деятельности, т. е. во время лепки.
Народная пластика расширяет возможности дошкольников в сюжетной лепке и позволяет отразить сцены из древней мифологии более полноценно, углубив представления ребенка о верованиях древнерусского народа и их видении устройства мира.
Представления ребенка о народной пластике, народном творчестве и народной жизнедеятельности переносятся в лепку в ходе выполнения работ по созданию образов мифических объектов. Образы носят обогащенный характер при использовании народной пластики и приближают ребенка к народному творчеству.