Книжная иллюстрация – это наглядное изображение объекта, предмета или ситуации, которая описывается в литературном произведении, в той или иной степени подобная реальной, но не всегда полностью идентичная ей.
Иллюстрации создаются для того, чтобы наглядно преподнести читателям информацию, отраженную в тексте, сделать его содержание более наглядным и понятным читателям.
Специфика восприятия книжной иллюстрации в разных возрастных периодах развития ребенка
На каждой стадии развития ребенка дошкольного возраста меняется его восприятие окружающего мира. Это касается и литературы. Не зря издательства детской литературы выпускают книжки, ориентированные на определенный возраст. Книги разрабатываются психологами, педагогами и социологами. Это необходимо для учета развития психических процессов организма, социализации, наличия социальных навыков и познавательных возможностей каждой возрастной группы.
Дети любого возраста могут столкнутся со сложностями в восприятии иллюстраций в книгах. Причинами этого могут быть дефекты в развитии ребенка или элементарные методические ошибки педагогов. Нередко, педагоги дошкольных образовательных заведений не проводят с детьми ознакомительных бесед по литературному произведению, не рассматривают и не поясняют ситуации произведения, представленные на иллюстрации, задают шаблонные вопросы, а также не учитывают возрастную специфику восприятия детьми книжных иллюстраций.
Рассмотрим возрастные этапы развития ребенка дошкольного возраста и его взаимоотношения с иллюстрированной литературой:
- Младший дошкольный возраст. В это время дети способны воспринимать наглядные изображения, которые максимальным образом приближены к реальности, причем достаточно упрощенной. При этом, выбор иллюстрации должен учитывать интересы и потребности ребенка и, естественно, специфические параметры его индивидуального развития. В зависимости от сюжета иллюстрации, существуют особенности его восприятия. Если сюжет иллюстрации динамичен, то внимание ребенка нужно обратить на совершаемое объектом действие, а если изображено что-то яркое, то надо обратить внимание на красочность объектов. В любом случае, просмотр иллюстраций требует помощи взрослого, поскольку самостоятельное восприятие изображений, в этом возрасте, практически не развито.
- Средний дошкольный возраст. В это время, дети наиболее лучше воспринимают яркие, красочные изображения. Дети акцентируют внимание на деталях и воспринимают формы объектов, их структуру. Светотеневые рисунки воспринимаются достаточно сложно. Это касается и перспективных изображений, а также деформированных объектов. Наиболее оптимальным для восприятия ребенком являются композиции, построенные ритмически просто.
- Старший дошкольный возраст. На этом этапе происходит развитие интерпретации иллюстрированного изображения т.е. ребенок начинает понимать его содержание. Ребенок постепенно приходит к пониманию того, что изображено на картине, а также воспринимает ее полностью самостоятельно. На картине, дети определяют отдельные объекты, предметы, могут выделить месторасположения фигур, установить связи между персонажами изображения и выделить отдельные компоненты: освещение, фон, выражение лиц людей, их эмоциональное состояние.
Способы знакомства детей с иллюстрациями
Поскольку книжные иллюстрации являются произведениями искусства, то и обучать детей их восприятию необходимо иными приемами и способами, отличающимися от методики обучения восприятия сюжетной картинки.
Педагогам необходимо ориентироваться на развитие чувственного восприятия иллюстрации у детей и наблюдать за их реакциями на иллюстрации. Педагог должен помочь детям заинтересоваться иллюстрацией. Ему необходимо выразить свои эмоции в отношении иллюстрации и пояснить детям ее содержание. В этой связи, работа с иллюстрациями должна носить систематический характер. Необходимо ежедневно просматривать разные иллюстрации, к разным литературным произведениям, возвращаться к просмотру, объединять просмотр иллюстраций с иными направлениями учебной деятельности: развитие речи, музыкальные занятия, уроки рисования.
Чтоб работа педагога по ознакомлению детей с иллюстрациями была продуктивной, необходимо придерживаться ряда рекомендаций:
- Выбор иллюстрации должен производиться на основе знакомства детей с произведением, пониманием ими его содержания. Это приводит к пониманию детьми содержания иллюстрации и делает ее доступной для восприятия;
- Иллюстрация должна отражать конкретные эмоции и передавать настроение героев литературного произведения. Это делается посредством применения ярких красок, использования декораций, которые увлекают детей. поэтому, необходимо выбирать яркие и красочные иллюстрации;
- Необходимо обучить ребенка пониманию созданного художника красочного мира, развитие умения видеть красоту и воспринимать художественный язык.
Методика рассматривания книжной иллюстрации
Восприятие иллюстрации начинается с ее рассматривания. Рассматриванию необходимо научить ребенка, потому что дети не способны самостоятельно рассматривать картины с улавливанием их сути, содержания, определения характера героев. Поэтому, необходимо обучить ребенка рассматриванию книжных иллюстраций и их верному восприятию.
Рассматривание книжных иллюстраций нацелено на:
- Развитие наблюдательности детей;
- Развитие мыслительного процесса;
- Развитие воображения;
- Развитие логики;
- Развитие речи.
Процесс рассматривания активизирует речевую деятельность ребенка. Происходит развитие диалогов: дети учатся отвечать на вопросы взрослых, задают их сами, формируют навыки обобщения и обоснования ответов.
После рассматривания иллюстрации, как правило, по ней проводится беседа. Педагог, таким образом, понимает, насколько дети уловили содержание иллюстрации, знакомит их с ним, при непонимании, акцентирует внимание на главных объектах, выделяет важные детали. Беседа по иллюстрации способствует развитию диалогической речи ребенка.