Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности применения метода принуждения в воспитании

Определение 1

Принуждение – это использование определенных способов воздействия на человека, которые приводят к выполнению им нежеланных действий, корректировке своей деятельности, изменению своего мнения.

Применение принуждения в качестве средства воспитания должно быть рациональным и целесообразным. Хорошо использовать его в комплексе с другими методами, не ставя принуждение в приоритетную позицию.

Содержание метода принуждения в воспитании

Использование принуждения в воспитательном процессе т.е. таких мер по отношению к воспитанникам, которые заставляют их действовать определенным образом, который им неприятен и нежеланен, возможно только тогда, когда его использование сопровождается убеждением воспитанников и опирается на иные методы и приемы воспитания.

Метод принуждения хорош только в крайних случаях. Он применим в отношении тех учащихся и в тех ситуациях, когда иные методы воспитательного воздействия не дали должного эффекта.

Принуждение относится к методам педагогического воздействия, базирующемся на активной реализации волевых качеств педагога по отношению к учащимся, которые не соблюдают правила учебной деятельности, нарушают дисциплину, не выполняют требования педагога и руководства учебной организации, родителей и иных попечителей, нарушают моральные принципы поведения, ведут себя асоциально и противоправно.

Применение принуждения является искусством, которым должен овладеть педагог, чтобы это метод приносил должный воспитательный эффект, а не тормозил развитие ребенка, вызывал у него психические нарушения и приводил к нервным расстройствам, подавлению воли и чувства собственного «Я».

Страдание и терпение не должны стать итоговыми продуктами развития детской личности. В этом случае, метод принуждения можно считать нецелесообразным и, даже, неприменимым в воспитательной практике.

«Особенности применения метода принуждения в воспитании» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Продуктивность педагогической работы определяется не характером применяемого принуждения, а отношением к данной воспитательной методике. Постоянное использование принуждения приводит к негативным последствиям. Поэтому, нужно найти баланс между авторитарным стилем педагогической деятельности и полной свободой учащихся, чтобы исключить необходимость применения принуждения.

Формы принуждения в воспитательном процессе

Использование принуждения в воспитании является необходимым методом воспитательного воздействия. Конечно, он нежеланный. При возможности, лучше обойтись без использования принуждения. Но, в некоторых случаях, принуждение просто необходимо, поскольку без использования этого метода не удается «достучаться до ребенка», побудить его к выполнению каких-то действий или обязанностей, заставить что-то осознать или принять, сформировать правильное общественно полезное поведение.

Замечание 1

Педагогическое принуждение должно использоваться педагогом только в том случае, если он способен контролировать себя, обладает достаточным уровнем квалификации и мастерства, способен использовать принуждение в разумной степени, не давая ему стать насилием над ребенком.

Принуждение в воспитательном процессе используется в следующих основных формах:

  1. Категорические требования – настойчивая просьба выполнения каких-то действий, исполнения обязательств. Настойчивость, в данном случае, выступает ключевым моментом требования, а его категоричность говорит о том, что воспитатель не пойдет на уступки и не изменит своих требований.
  2. Запрет – требование не совершать что-то: какое-то действие, поступок. Он относится к принуждению потому, что ребенок может желать совершить что-то и быть категорически против отказа от своих действий.
  3. Осуждение – негативная оценка действий и поступков, как правило, коллективного или общественного характера, выражающаяся в виде коллективного порицания, уничижительного обсуждения.
  4. Наказание – применение разнородных мер и способов по отношению к человеку, совершившему неправильный поступок, облажавшемуся, действия которого привели к аморальным социальным последствиям. Наказание может быть реализовано в виде какого-то ограничения т.е. когда воспитаннику запретили что-то важное для него, лишили удовольствия, условности т.е. воспитанник испытывает муки совести, поскольку его наказали, коллектив его не одобряет и его авторитет оказывается подорванным, а также воспитанника можно наказать изменением отношения к нему т.е. если ранее, он был любимчиком, пользовался уважением в коллективе, получал какие-то дополнительные блага, то теперь его лишают этого.

Правила эффективного применения принуждения в воспитательной деятельности

Использование метода принуждения в воспитании требует соблюдения ряда правил, которые помогают в продуктивном и действенном воспитательном воздействии. К ним относятся:

  1. Применение принуждения только в том случае, если иные методы воспитательного воздействия не помогли достичь должного результата, либо, когда возникают новые обстоятельства социального характера, требующие изменения поведения граждан в целях сохранения общественного порядка.
  2. Использование метода принуждения на основе метода убеждения.
  3. Индивидуальный и дифференцированный подход при использовании метода принуждения.
  4. Использование метода принуждения только после выяснения причин совершения тех или иных поступков, формирование определенного направления поведения.
  5. Своевременное использование метода принуждения.
  6. Ориентация на осознание и принятие воспитанником своей вины.
  7. Обоснованность и аргументированность принудительных требований.
  8. Использование метода принуждения при наличии перспективы исправления воспитанников, их реабилитации.
  9. Использование метода принуждения в правильной форме и в соответствии с конкретной ситуацией.
  10. Повышенное внимание к воспитанникам, на которых направляется принуждение.
  11. Оптимальный объем применения метода. Метод не должен способствовать развитию замкнутости, социальной отрешенности, ограничивать свободу воспитанников.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 13.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot