Ролевая игра как метод обучения иностранному языку
Ролевая игра – это метод обучения практическим навыкам осуществления разнообразных видов деятельности. Она воплощает практические действия людей в среде обучения.
Ролевые игры активно применяются на разных занятиях, в том числе, и на уроках по иностранному языку.
На уроках иностранного языка, ролевая игра используется, в качестве средства овладения практическими языковыми навыками т.е. разговорной иностранной речью. В игре создаются условия для тренировки общения на иностранном языке в реальных условиях. Дети читают тексты по ролям, строят диалоги, отрабатывают навыки формулирования различных высказываний. При этом, все происходит в интересной и увлекательной форме, что повышает мотивацию учащихся к овладению английским языком. Игра протекает в интересной форме, которая устраняет перегрузку и переутомление учащихся.
Использование ролевой игры в качестве метода обучения английскому языку способствует:
- Развитию навыков построения коммуникативных связей с иностранными гражданами.
- Продуктивному освоению программы обучения по английскому языку.
- Реализации практического освоения и тренировки языковых навыков.
- Фиксации языковых явлений в памяти учащихся.
- Развитию познавательной активности и заинтересованности в изучении английского языка.
- Развитию чувствительности к применению иностранной речи в социальной среде.
- Развитию самостоятельности и проявлению инициативности.
В ходе изучения английского языка, ролевые игры выполняют функцию вариативно-ситуативного упражнения, в ходе которого дети формируют навыки языковой чувствительности и тренируются в практическом общении на иностранном языке.
Функциональная роль ролевых игр на уроках английского языка
Использование ролевых игр на уроках по иностранному языку нацелено на развитие у учащихся мотивации и потребности в общении на нем.
Особенностями применения ролевых игр на уроках английского языка является их функциональная роль, реализуемая на этих занятиях. Ролевые игры выполняют следующие основные функции на уроках по английскому языку:
- Обучающая. Эта функция служит критерием выбора средств языкового обучения. Она проявляется в том, что обучение иностранному языку ориентировано на развитие конкретных навыков по английскому языку и усвоение учащимися моделей общения на английском языке и построения социального взаимодействия.
- Воспитывающая. В процессы игры происходит формирование дисциплинарных навыков учащихся, активизируется их работа и творческий потенциал, развиваются навыки самостоятельности, взаимопомощи, инициативности, выражения своего мнения и отстаивание своей точки зрения.
- Побудительная. Эта функция отражает мотивационные возможности игры. Ролевая игра стимулирует у учащихся желание изучать английский язык и полноценно владеть практическими навыками языкового общения на нем.
- Ориентировочная. В процессе ролевой игры у учащихся развиваются способности проигрывания различных ролей и рассмотрение себя и своих действий с позиции другого человека. Так, учащиеся учатся планировать свое речевое поведение и координировать его.
- Компенсаторная. Ролевая игра способствует разрешению противоречий между потребностью в действиях у учащихся и нереальностью, невозможностью их реализации. в игре удается реализовать желаемое, перенося реальные ситуации, события, сцены общения из реального мира в игровое действие.
Требования к эффективной организации ролевых игр на уроках английского языка
Применение ролевых игр на уроках по английскому языку актуально на заключительной стадии изучения конкретной темы. Игра помогает в подведении итогов изученного, практическому закреплению, усвоенного теоретического материала. Занятия с применением ролевых игр могут иметь разные формы организации. К примеру, можно провести урок-путешествие, погрузив учащихся в атмосферу устройства иностранного государства, его природной и социальной среды. Также, можно провести урок-сказку, давая волю активизации воображения учащихся или урок-интервью, погрузив учащихся в атмосферу общения иностранного журналиста с известной английской актрисой или певицей.
Независимо от формы организации ролевой игры, ее эффективность определяется соблюдением следующих требований:
- Тщательная подготовка педагогом сюжета игры. Педагог должен проработать сценарий игры, максимально отвечающий целевому назначению, изученной темы. Также, необходимо построить модель разнообразных ситуаций и отношений из реальной жизни, которые будут воплощены в игре. Для этого, педагогу можно проконсультироваться с экспертами в данной области. Педагогу необходимо составить перечень заданий для выполнения учащимися в ходе игрового действия и определить критерии оценивания их выполнения;
- Подготовка методического материала, литературы, материально-технического снабжения игровой деятельности;
- Соблюдение последовательности проведения ролевой игры: подготовка, построение диалога на иностранном языке, составление ролевого действия и заключительный этап игры с подведением ее итогов;
- Увлекательное, интригующее начало урока, позволяющее мотивировать учащихся к принятию участия в игровом действии;
- Распределение игровых ролей и формирование групп учащихся по ролям, с разъяснением учебных целей и задач;
- Создание условий для самостоятельной игровой деятельности учащихся;
- Опора на применение методов «мозгового штурма»;
- Четкое разделение временных периодов игрового действия, отведение конкретного времени на выполнение игровых заданий и его соблюдение;
- Подведение итогов игры на основании наличия четких критериев оценки деятельности учащихся, соблюдении ролей и адекватности их исполнения, соответствие игрового действия, поставленным игровым задачам, способности учащихся к аргументации своей ролевой позиции и ее исполнения.