Читательский интерес – это целенаправленный интерес, который ребенок проявляет в виде активного поиска человеческого опыта, заключенного в книгах, а также в виде развития у себя способности самостоятельно добывать этот опыт из них.
Гендерные особенности читательских предпочтений у детей старшего дошкольного возраста
До недавнего времени внимание на особенности читательского интереса у девочек и мальчиков не обращали должного внимания. В дошкольных образовательных учреждениях (далее ДОУ) формирование читательского интереса осуществляли без учета гендерных особенностей детей. Кроме того, при разработке учебных программ и списков для чтения детям, предпочтения в чтении у детей разных полов также не учитывались. Однако, благодаря последним разработкам и исследованиям отечественных и зарубежных психологов, данный вопрос стал одним из актуальных и исследуемых в детской психологии.
В настоящее время учет гендерного фактора при составлении программы по формированию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста является одной из главных характеристик.
Необходимо отметить, что учет гендерного фактора при формировании читательского интереса у детей дошкольного возраста, актуален начиная с возраста 5-6 лет. Это связано с тем, что у детей младшего и среднего дошкольного возраста различия в читательских предпочтениях не очень значительны. К старшему дошкольному возрасту, дети уже явно проявляют свои интересы и предпочтения, которые заметны не только родителям, но и воспитателям, а если ребенок посещает библиотеку, то и библиотекарю.
Как показывает практика, больший интерес к чтению проявляют девочки. В их читательский интерес входят в основном романтические истории и сказки. Мальчики проявляют меньший интерес к чтению, чаще всего отдают предпочтение приключенческим и фантастическим историям и рассказам.
К читательским интересам девочек во все время являлись и остаются до сих пор – романтические истории. Это связано с тем, что все романтические истории имеют приближенный к реальной жизни сюжет. Однако, в разные временные периоды девочки предпочитали произведения разных авторов. То есть, литературные произведения вызывают у девочек интерес, если они максимально соответствуют тому времени, в котором они живут. Особый интерес вызывают у девочек постарше романтические произведения исторического характера.
Читательский интерес мальчиков ориентирован на приключения, фантастику и фэнтази. Необходимо отметить, что в отличие от девочек, мальчикам не важно, в какой период времени написана книга, им важен сам сюжет. Так же им неважно, серия эта произведений или одна отдельно законченная история. В связи с чем, для девочек чаще всего произведения выпускаются серией, в которой каждая новая история происходит в новой реальности, а для мальчиков такие серии редкость.
Например: к читательским предпочтениям девочек относятся произведения Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», «Сказка о стойком оловянном солдатике»; А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» (серия из 7-ми книг); Бернетт Ф. «Маленькая принцесса». К читательским предпочтениям мальчиков относятся произведения Н.Н. Носова «Незнайка и его друзья», «Приключения Коли и Миши», «Затейники», «Фантазеры»; Дж. Родари «Путешествие Голубой Стрелы»; А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Цели и задачи учета гендерных факторов при формировании читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста
Цель формирования читательских интересов у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста – осуществление собственной внешней идентификации и своего внутреннего мира, посредством литературных произведений.
Достижение данной цели осуществляется через решение ряда задач:
- Оказывать детям старшего дошкольного возраста всю необходимую помощь при подборе литературных произведений, как для самостоятельного чтения, так и для чтения взрослыми.
- Раскрывать детям особенности творческого чтения, способствующего саморазвитию и самопознанию.
- Осуществлять помощь ребенку включать прочитанное в контекст собственной жизни или своего жизненного опыта.
- Обучать детей приему переноса характерных особенностей персонажа частично или полностью на знакомых людей или самого себя, с целью осуществления поиска сходств и отличий.
Решая данные задачи, воспитатель не только формирует у детей старшего дошкольного возраста интерес к чтению, но занимается развитием их читательского интереса. Такой подход помогает развивать ребенка не только творчески, но и духовно.
Влияние различных факторов на формирование читательских интересов у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста
Большое влияние на формирование читательского интереса детей старшего дошкольного возраста оказывают его родители. Зачастую предпочтения родителей передаются и детям. Особенно, если родители практикуют семейное чтение книг вслух.
Однако, как показывает практика, не всегда вкусы родителей переходят к детям в «чистом виде». Зачастую отмечается своеобразное «химическое соединение» читательских предпочтений членов семьи разного поколения и формирование у ребенка индивидуального читательского предпочтения.
Так как дети в основном взаимодействуют с родителем своего пола, то соответственно на их читательские предпочтения оказывают влияние и читательские вкуса родителей. Соответственно гендерный фактор влияет на формирование читательского интереса ребенка дошкольника с двух сторон, то есть влияние оказывает как своя половая принадлежность, так и родителя с которым ребенок чаще общается.
Еще одним немаловажным фактором, оказывающим влияние на формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста, является то, как семья дошкольника относится к чтению. Так, если родители любят читать книги, то они привьют эту любовь и ребенку. Если же семья «не читающая», то есть вероятность того, что и ребенок не будет тяготеть к чтению.
Таким образом, на читательские предпочтения детей старшего дошкольного возраста оказывают влияние не только их гендерные особенности, но и ближайшее окружение.