Понятие и значение научно-исследовательской деятельности
Наука – это сфера деятельности людей, в которой происходит разработка теоретических знаний, их объединение в систему и дифференциация по определенным направлениям.
Научное исследование – это форма реализации на практике научного знания, при котором происходит изучение объектов окружающего мира путем их целенаправленного и системного рассмотрения, посредством применения научных средств и методов, конечным итогом которого становится формирование нового знания о рассматриваемом объекте или процессе.
Научное исследование является определенным направлением деятельности в научной области. Она ориентирована на получение научного знания т. е., по сути, она направлена на его изготовление. Это обуславливает принадлежность науки к динамично развивающимся системам, необходимым для процесса созидания.
Объектами научного исследования являются эмпирические параметры и свойства, рассматриваемого объекта, которые научно обоснованы и доказаны к данному временному периоду.
При изучение какого-то объекта или процесса в научном смысле предполагается его объективное рассмотрение. Научное исследование относится к рациональным и целеориентированным направлениям деятельности, итогом которого является система понятий, теорий и законов.
Основными свойствами научного исследования являются:
- Целенаправленность. Исследование всегда имеет определенную цель и задачи, которых необходимо достигнуть;
- Новизна и нестандартность. Исследование направлено на проверку известных науке фактов и характеристик объекта;
- Однократность. Исследование проводится один раз и не требует повторения при обосновании, подтверждении научной теории или идеи;
- Уникальность подхода. В исследовании требуется применять новый подход, использовать креативные идеи, чтобы достичь успешного результата;
- Вероятностный характер и рискованность. Любое исследование сопряжено с риском неудачного исхода. Имеется, лишь, определенная доля вероятности достижения поставленных целей и задач исследования, а также имеется риск безвозвратной и необоснованной потери ресурсов, потраченных на исследование.
Целевым назначением научного исследования является нахождение идентичных характеристик у нескольких одинаковых объектов и процессов, выявление законов их развития и функционирования, познание их сущности.
Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся является относительно новым направлением деятельности учебного учреждения. Она ориентирована на развитие личностных компетентностей учащегося. Такая работа проводится учащимся самостоятельно. Она выходит за пределы учебного процесса и позволяет сформировать знания и навыки, личностные качества, которые необходимы в дальнейшей практической жизнедеятельности и профессиональной сфере.
Разновидности и методики организации исследовательской работы различаются по направлениям деятельности, конкретным целям и задачам, особенностям, изучаемой дисциплины. Содержание учебно-исследовательской деятельности определяется на основании:
- Требования Федеральных образовательных стандартов;
- Содержанием компетенций, на развитие которых ориентирована дисциплина;
- Особенностями учебной дисциплины и технологиями, используемыми учебным заведением в учебном процессе;
- Трудоемкостью учебного процесса и уровнем образования;
- Уровнем развития и уровнем подготовки обучающегося.
Основными разновидностями исследовательской деятельности в учебном процессе являются следующие:
- Выполнение заданий различной направленности и степени сложности. Сюда может входить подготовка к проблемным лекциям, сбор дополнительного материала для них, участие в дискуссиях, коллоквиумах, деловых играх;
- Выполнение различных практических заданий и лабораторных работ. Сюда входит проведение самостоятельного лабораторного исследования, например, в домашних условиях, либо, просто подготовка материала для лабораторной работы, контрольного опроса;
- Написание докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ;
- Построение графиков и схем, таблиц по исследуемому вопросу;
- Подготовка сообщений, презентаций, поиск библиографических сведений;
- Подготовка к принятию участия в научно-исследовательских конференциях, олимпиадах, семинарах.
Как правило, исследовательская деятельность в учебном процессе ориентирована на подведение итогов изученного курса т.е. учащийся выполняет исследовательскую работу, в виде реферата, курсовой работы или диплома, в которой имеется аналитическая часть, предполагающая проведение исследования по заданной тематике, аналитической работы и написание соответствующих научных выводов.
Методы организации исследовательской деятельности в учебном процессе зависят от конкретной дисциплины, ее специфики, необходимости научного исследования тех или иных вопросов данного направления, объема и времени, отводимого на изучение предмета, технического обеспечения учебного процесса.
Стадии учебно-исследовательской деятельности
Исследовательская деятельность протекает поэтапно. Она требует обязательной предварительной подготовки, последующего анализа и выводов, связанных с ходом исследования и выявленными научными фактами. В этой связи выделяют три основных стадии прохождения исследования в учебном процессе:
- Подготовительная стадия. В данный период происходит постановка целевого назначения исследования, формируются его задачи, составляется методика проведения процесса, изыскиваются необходимые ресурсы для его реализации, выбирается учебная и методическая литература, оборудование для исследования, планируются результаты изучения того или иного объекта и делаются предварительные прогнозы.
- Основная стадия. Она связана с проведением исследования. Происходит практическая реализация программы исследования, ищется необходимая информация, обрабатывается и фильтруется, фиксируется, проводятся опыты, аналитические задания.
- Заключительная стадия. На этом этапе происходит подведение итогов проведенного исследования, а именно: делаются выводы по объекту, оценивается значимость исследования, анализируются результаты. Кроме того, подводятся итоги эффективности и целесообразности применения метода, примененного в исследовании и самой исследовательской программы, делаются выводы по оптимизации и улучшению того или иного направления, процесса, исследований.