Компоненты содержания образования
Процесс обучения подразумевает реализацию содержания образования, которое является одним из основных средств и факторов развития учащихся, и представляет собой раздел образования, не затрагивающий его технологию.
Содержание образования состоит из следующих компонентов:
- Когнитивный опыт
- Опыт практической деятельности
- Опыт творчества
- Опыт взаимоотношений
Таким образом, в основе содержания образования лежит совокупность компонентов, которые образуют целостную картину образовательного процесса.
Когнитивный опыт личности – это система знаний об окружающем обществе, природе, фактах, явлениях, технике и приемах деятельности, овладение которой обеспечит формирование целостной картины миры.
Наибольшее значение имеют знания, которые являются базой всей образовательной системы. Без знаний невозможно ни одно целенаправленное действие, в них выражен весь опыт человечества, накопленный за годы его существования.
Знания могут быть представлены в следующих формах:
- Определения и понятия, которые отражают реальную и научную сферы.
- Законы и закономерности, описывающие процесс взаимосвязи между предметами и действиями.
- Целостные системы знаний, о конкретном предмете, действии или явлении.
- Приемы, описывающие способы познания и научной работы.
Знания представлены различными функциями обучения и используемыми технологиями их представления и усвоения.
Опыт практической деятельности (реализация приемов работы) – это комплекс знаний о различных методах практической деятельности, имеющих большое значение в формировании базовой основы культурной личности.
Практический опыт подразумевает не просто усвоение определенных знаний, а их конкретизация и применение в практической и повседневной деятельности, с целью получения определенного опыта. В рамках практического опыта большое значение имеют практические и интеллектуальные умения и навыки, имеющие общий характер для всех учебных дисциплин и проявляющиеся в определенной предметной среде.
Таким образом, опыт практической деятельности, как один из компонентов содержания образования представляет собой систему практических и интеллектуальных навыков, которые являются основой художественной, трудовой, познавательной, социальной, коммуникативной и ценностно-ориентационной деятельности.
Опыт творчества – компонент содержания образования, являющийся базисной основой личностной культуры, направленной на обеспечение подготовки учащегося к поиску решений научных и бытовых задач, проблемных ситуаций и вопросов.
Данный компонент представлен следующим:
- Формирование у учащихся навыков самостоятельного перенесения полученных умений и навыков в новую ситуацию или для решения нестандартной задачи.
- Умение находить и видеть проблемы в знакомой ситуации.
- Умение видеть текстуру предмета и его новые функции.
- Умение самостоятельно сочетать известные методы действий для решения новой или необычной задачи.
- Нахождение максимального количества всевозможных методов и средств решения сложных задач.
Опыт взаимоотношений личности – включает в себя систему мотивационных, ценностных, эмоциональных и волевых взаимоотношений.
Сущность данного компонента состоит в формировании у учащихся оценочного отношения к окружающему миру, разнообразным видам деятельности и людям.
В основе этого компонента лежит культура чувств, которая является уникальной по своей природе и представляет собой опыт общественного развития личности человека.
Совокупность опыта взаимоотношений, знаний и умений – это одно из основных условий эффективного формирования системы ценностей и мировоззрения человека.
Все четыре компонента системы образования находятся между собой в тесной взаимосвязи. Так, невозможно воплотить умения без знания, да и вся любая деятельность человека осуществляется на основании определенных знаний. К каждому виду деятельности у человека складывается особенное отношение, которое проявляется в различного рода впечатлениях и эмоциях. Это все накладывает определенный отпечаток на взаимоотношения между людьми в обществе. Так если человек не соблюдает установленные правила и нормы, принятые в социуме, то его принято считать невоспитанным. Если человек не обладает определенными знаниями в какой-то области, но при этом высказывает свое мнение, то его нельзя назвать экспертным.
Таким образом, все компоненты образования находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, и оказывают большое влияние на общее развитие человека.
Предметные циклы содержания образования
Общее образование довольно длительное время понималось достаточно упрощено, как одна из ступеней на пути к профессиональному образованию. Внедрение в содержания общего образования профильных дисциплин не рассматривалось. В настоящее время взгляды изменились кардинально. Общее образование и его содержание рассматриваются как сквозная линия системы непрерывного образования, а также как личностная подготовка к последующему успешному получению профессионального образования.
Предметное содержание – это комплекс учебных дисциплин, которые являются основой содержания образования.
Выделяют 3 основных предметных циклов, которые входят в три большие группы:
- Естественнонаучный цикл – включает в себя такие предметы как биология, химия, математика и физика. Данный цикл направлен на освоение ключевых представлений о закономерности развития природы, ее значимости в жизни человека, овладение формализованным языком выражения зависимостей (чертежи, формулы, графики и т.д.). Большое влияние данный цикл оказывает на развитие у учащихся закономерностей мышления.
- Гуманитарный цикл – включает в себя следующие учебные дисциплины: обществознание, литература, история, иностранный и родной языки. Данный цикл предметов направлен на понимание и усвоение законов социального развития и общественной природы человека. Оказывают влияние на нравственные и эстетические качества личности учащихся, приобщают ребенка к миру творчества и красоты.
- Трудовое обучение и физкультура, а также основы безопасности жизнедеятельности формируют необходимые навыки, улучшают самочувствие, воспитывают социально достаточную, приспособленную к активной трудовой деятельности личность.