Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

ОНР: понятие и методы коррекции

Определение 1

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это речевая патология, проявляющаяся в нарушениях фонетической и фонематической стороны речи, при нормальном функционировании слуха и интеллекта ребенка.

Общее недоразвитие речи является серьезной патологией, имеющей свои особенности проявления и специфические направления коррекции.

Уровни речевого развития детей с ОНР

Речь ребенка с ОНР характеризуется следующими параметрами:

  • Непонятность произношения;
  • Нарушение грамматической структуры речи;
  • Позднее речевое развитие;
  • Слабые темпы развития экспрессивной речи и ее отставание;
  • Слабая речевая активность ребенка;
  • Критическое отношение к собственной речи и нежелание говорить;
  • Развитое понимание речи.

Речь ребенка с общим недоразвитием является следствием заторможенного развития познавательной сферы: познавательные процессы недостаточно развиты и не могут полноценно использоваться.

Выделяют три уровня речевого развития ребенка с ОНР:

  • Первый уровень связан с недостаточной развитостью средств общения т.е. ребенок не может использовать речь в качестве средства общения. Он произносит только отдельные слова и то, они не всегда понятны окружающим. Речь проявляется в форме лепета. Н-грамматическая структура речи не сформирована. Ребенок встраивает предложения, состоящие из одного слова. Он не может различить существительные от глаголов. Предметы и действия могут быть обозначены одним и тем же словом. Активный словарный запас ребенка находится на низком уровне развития, тогда как пассивный словарь состоит из более широкого спектра.

  • Второй уровень. Он характеризуется средним уровнем развития речевой активности ребенка. Речь воспринимается на слух и воспроизводится посредством отражения предметов и их признаков, а также действий. Грамматическая структура речи развита недостаточно, но ребенок может построить простое предложение, состоящее из двух-трех слов. Сложность составляет отражение функциональной роли предметов, форм, размеров и цветовых характеристик. Существительные употребляются в неверной падежной форме. Наблюдаются сложности с числовыми значениями существительных и пропускаются слоги. Произношение невнятное и, часто, непонятное. Ребенок заменяет звуки другими, меняет их местами, пропускает звуки и слоги.

  • Третий уровень характеризуется достаточно развитой речью ребенка. Он может произносить простые предложения с существительными и глаголами, а также полноценно воспринимать речь на слух. Однако, лексика ребенка, его активный словарь недостаточно развиты, а также нарушена грамматическая структура речи. Произношение, также, находится в стадии нарушения. Ребенок заменяет и пропускает отдельные звуки и слоги, сокращает, упрощает слова. Имеются проблемы с изменением слов по роду и числу, времени.

«ОНР: понятие и методы коррекции» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

На каждом уровне речевого развития требуются особые методы коррекционной работы для приведения речи ребенка в норму и создания условий для его полноценного обучения и развития.

характеристика ОНР. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. характеристика ОНР. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Логопедическая коррекция ОНР первого уровня

При тяжелой речевой патологии логопедическая работа реализуется по трем направлениям:

  1. Развитие понимания речи. Здесь осуществляется развитие пассивного словаря ребенка. Он создает фундамент формирования активного словарного запаса. Применяются упражнения, ориентированные на различие ребенка на слух единственного и множественного числа существительных и прилагательных, близких по звучанию глаголов, глаголов, отражающих близкие по смыслу действия и противоположные действия. В работе используется наглядный материал. Произносится слово или предложение и даются картинки, на которых отражено действие или объект, количество. Ребенку необходимо показать верную картинку. При работе требуется говорить с ребенком на доступном для его восприятия языке: избегать длинных предложений, говорить коротко и по сути, повторять одни и те же слова многократно.
  2. Развитие самостоятельного произношения на основе подражания. Здесь идет ориентация на формирование активной лексики ребенка. Взрослый произносит слова, обозначающие окружающие предметы, наименования, имена, просьбы. Идет многократное повторение слов, а затем начинается их повторение ребенком.
  3. Формирование навыков составления простых предложений. Осуществляется построение простых предложений в именительном падеже существительного и с глаголом в настоящем времени и третьем лице. Произношение ребенка может быть неправильным. Суть работы заключается в формировании навыков создания предложений с правильной грамматической структурой. Дети составляют простые предложения и дают ответы на вопросы.

Логопедическая коррекция ОНР второго уровня

При наличии у ребенка ОНР второго уровня организуется логопедическая коррекция по следующим направлениям:

  1. Формирование навыков понимания речи. Ребенка учат различать произнесенные слова и их формы. Используются глаголы в разном времени, падежи существительных и связанных с ними прилагательных, приставки слов, значения предметов, их временное и пространственное расположение.
  2. Формирование активного словаря и грамматической структуры предложений. Дети составляют предложения по образцу, определяют признаки предметов по разным параметрам: цвет, форма, размер, вкус и формируют простые предложения, состоящие из нескольких членов. Работа ведется в вопросно-ответной форме. Также, используется разучивание стихов и песен.
  3. Формирование фонетической стороны речи. Используются упражнения на развитие органов артикуляции, проводится пальчиковая гимнастика на развитие моторики. Дети учатся различать звуки на слух и воспроизводить их.

Логопедическая коррекция ОНР третьего уровня

Нарушения речи данного типа не создают препятствий для обучения ребенка в общеобразовательной школе. Однако, ребенку требуется логопедическая коррекция, проводимая в двух направлениях:

  1. Развитие звуковой стороны речи, фонематического восприятия и грамматической структуры речи. Здесь формируется постановка звуков, произношение которых нарушено и строятся предложения по образцу, с соблюдение правил грамматики.
  2. Формирование связной речи. Оно связано с организацией свободного общения, формированием монологических и диалогических высказываний.

Логопедическая коррекция ОНР. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Логопедическая коррекция ОНР. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дата последнего обновления статьи: 16.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot