Общее недоразвитие речи (ОНР) – это речевая патология, проявляющаяся в нарушениях фонетической и фонематической стороны речи, при нормальном функционировании слуха и интеллекта ребенка.
Общее недоразвитие речи является серьезной патологией, имеющей свои особенности проявления и специфические направления коррекции.
Уровни речевого развития детей с ОНР
Речь ребенка с ОНР характеризуется следующими параметрами:
- Непонятность произношения;
- Нарушение грамматической структуры речи;
- Позднее речевое развитие;
- Слабые темпы развития экспрессивной речи и ее отставание;
- Слабая речевая активность ребенка;
- Критическое отношение к собственной речи и нежелание говорить;
- Развитое понимание речи.
Речь ребенка с общим недоразвитием является следствием заторможенного развития познавательной сферы: познавательные процессы недостаточно развиты и не могут полноценно использоваться.
Выделяют три уровня речевого развития ребенка с ОНР:
Первый уровень связан с недостаточной развитостью средств общения т.е. ребенок не может использовать речь в качестве средства общения. Он произносит только отдельные слова и то, они не всегда понятны окружающим. Речь проявляется в форме лепета. Н-грамматическая структура речи не сформирована. Ребенок встраивает предложения, состоящие из одного слова. Он не может различить существительные от глаголов. Предметы и действия могут быть обозначены одним и тем же словом. Активный словарный запас ребенка находится на низком уровне развития, тогда как пассивный словарь состоит из более широкого спектра.
Второй уровень. Он характеризуется средним уровнем развития речевой активности ребенка. Речь воспринимается на слух и воспроизводится посредством отражения предметов и их признаков, а также действий. Грамматическая структура речи развита недостаточно, но ребенок может построить простое предложение, состоящее из двух-трех слов. Сложность составляет отражение функциональной роли предметов, форм, размеров и цветовых характеристик. Существительные употребляются в неверной падежной форме. Наблюдаются сложности с числовыми значениями существительных и пропускаются слоги. Произношение невнятное и, часто, непонятное. Ребенок заменяет звуки другими, меняет их местами, пропускает звуки и слоги.
Третий уровень характеризуется достаточно развитой речью ребенка. Он может произносить простые предложения с существительными и глаголами, а также полноценно воспринимать речь на слух. Однако, лексика ребенка, его активный словарь недостаточно развиты, а также нарушена грамматическая структура речи. Произношение, также, находится в стадии нарушения. Ребенок заменяет и пропускает отдельные звуки и слоги, сокращает, упрощает слова. Имеются проблемы с изменением слов по роду и числу, времени.
На каждом уровне речевого развития требуются особые методы коррекционной работы для приведения речи ребенка в норму и создания условий для его полноценного обучения и развития.
Рисунок 1. характеристика ОНР. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Логопедическая коррекция ОНР первого уровня
При тяжелой речевой патологии логопедическая работа реализуется по трем направлениям:
- Развитие понимания речи. Здесь осуществляется развитие пассивного словаря ребенка. Он создает фундамент формирования активного словарного запаса. Применяются упражнения, ориентированные на различие ребенка на слух единственного и множественного числа существительных и прилагательных, близких по звучанию глаголов, глаголов, отражающих близкие по смыслу действия и противоположные действия. В работе используется наглядный материал. Произносится слово или предложение и даются картинки, на которых отражено действие или объект, количество. Ребенку необходимо показать верную картинку. При работе требуется говорить с ребенком на доступном для его восприятия языке: избегать длинных предложений, говорить коротко и по сути, повторять одни и те же слова многократно.
- Развитие самостоятельного произношения на основе подражания. Здесь идет ориентация на формирование активной лексики ребенка. Взрослый произносит слова, обозначающие окружающие предметы, наименования, имена, просьбы. Идет многократное повторение слов, а затем начинается их повторение ребенком.
- Формирование навыков составления простых предложений. Осуществляется построение простых предложений в именительном падеже существительного и с глаголом в настоящем времени и третьем лице. Произношение ребенка может быть неправильным. Суть работы заключается в формировании навыков создания предложений с правильной грамматической структурой. Дети составляют простые предложения и дают ответы на вопросы.
Логопедическая коррекция ОНР второго уровня
При наличии у ребенка ОНР второго уровня организуется логопедическая коррекция по следующим направлениям:
- Формирование навыков понимания речи. Ребенка учат различать произнесенные слова и их формы. Используются глаголы в разном времени, падежи существительных и связанных с ними прилагательных, приставки слов, значения предметов, их временное и пространственное расположение.
- Формирование активного словаря и грамматической структуры предложений. Дети составляют предложения по образцу, определяют признаки предметов по разным параметрам: цвет, форма, размер, вкус и формируют простые предложения, состоящие из нескольких членов. Работа ведется в вопросно-ответной форме. Также, используется разучивание стихов и песен.
- Формирование фонетической стороны речи. Используются упражнения на развитие органов артикуляции, проводится пальчиковая гимнастика на развитие моторики. Дети учатся различать звуки на слух и воспроизводить их.
Логопедическая коррекция ОНР третьего уровня
Нарушения речи данного типа не создают препятствий для обучения ребенка в общеобразовательной школе. Однако, ребенку требуется логопедическая коррекция, проводимая в двух направлениях:
- Развитие звуковой стороны речи, фонематического восприятия и грамматической структуры речи. Здесь формируется постановка звуков, произношение которых нарушено и строятся предложения по образцу, с соблюдение правил грамматики.
- Формирование связной речи. Оно связано с организацией свободного общения, формированием монологических и диалогических высказываний.
Рисунок 2. Логопедическая коррекция ОНР. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ