Наблюдение – это метод исследования, опирающийся на познание объектов через их восприятие и фиксацию особенностей поведения, признаков и свойств.
Наблюдение является методом познания, активно используемом в образовательном процессе. Такое познание носит чувственный характер, поскольку опирается на чувственное восприятие наблюдателя.
Наблюдение является важным методом экологического воспитания дошкольников. Его использование актуально в силу возрастных особенностей развития детей данной возрастной группы и их лучшего усвоения и понимания природы, посредством наглядного восприятия ее объектов, процессов и явлений.
Использование наблюдения в экологическом воспитании дошкольников
Экологическое развитие дошкольников реализуется в ходе их наблюдения за объектами природного мира, ее процессами и явлениями. Именно наблюдение ориентировано на формирование у ребенка эмоциональной связи с природой, что способствует ее принятию и выработке уважительного, бережного отношения к ней.
Использование наблюдения в экологическом развитии дошкольников реализуется за счет соблюдения следующих условий:
- Выбор конкретных объектов, за которыми будет осуществлено наблюдение. Необходимо выбрать объект, отвечающий целям и задач конкретного занятия, конкретной темы познания окружающего мира.
- Разделение рассматриваемого объекта на составные части, т.е. выделение в нем составных компонентов, отдельных признаков, которые можно рассмотреть и проанализировать. Это могут быть особенности строения животных или растений, этапы протекания сезонных природных процессов и др.
- Выделение проявлений природных объектов и процессов. Сюда входят поведенческие реакции животных, функциональные характеристики растений.
- Определение компонентов внешней среды, подлежащих наблюдение. Производится выделение их качественных характеристик, на которые необходимо обратить внимание наблюдателей.
Наблюдение, организованное на основе соблюдения этих условий, обеспечивает получение детьми экологически значимых знаний, чувственного познания природы, ее объектов и процессов, что позволяет сформировать понимание у детей зависимостей, которые имеются между природными объектами и процессами, закономерности природных явлений и процессов.
Также, рассматривая объекты по частям, познавая их отдельные функции, дети могут сформировать в своем сознании представления о целостном строение живых объектов, их функционировании, влияние на социальную среду, зависимости от нее.
Наблюдения дают детям непосредственные контакты с природой, приближают к ней за счет визуального наблюдения. Кроме того, наблюдение дошкольников ориентировано на распознавание ими различных объектов и процессов, их свойств. Это расширяет их знания, повышает их яркость, эмоциональный окрас.
Рисунок 1. Наблюдение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Методика организации наблюдений в ДОУ
Наблюдение, как метод чувственного познания природы, предполагает поэтапную организацию наблюдений за животными и растениями, природными процессами и объектами. Наблюдение реализуется в течение следующих этапов:
- Формирование первичного представления об объектах и процессах. На данном этапе проводится наблюдение целостного объекта или процесса природы и делается его подробный осмотр детьми.
- Организация вторичного наблюдения. Оно предполагает использование различных приемов наблюдения для рассмотрения различных свойств и функций объектов, особенностей их функционирования. При этом, задаются дополнительные вопросы воспитателем по поводу наблюдаемых признаков и свойств объектов, их текущего состояния и связей с другими объектами и процессами. Наблюдение организуется таким образом, чтобы обеспечить пошаговое рассмотрение конкретных объектов и явлений, обеспечивающее их полноценную характеризацию. Это формирует у воспитанников навыки реализации последовательного наблюдения, ориентированного на достижение конкретных образовательных целей.
- Обобщение полученных знаний. На данном этапе подводятся итоги наблюдения. Они отражают результаты деятельности воспитанников. Они делятся своими эмоциями и впечатлениями, демонстрируют усвоенную информацию о конкретных объектах, процессах и явлениях природы.
- Закрепление итогов наблюдения. Чтобы закрепить результаты экологического развития дошкольников, полученные в ходе реализации ими наблюдений, применяются различные приемы. Это могут быть беседы на закрепление полученных знаний, организация игровой деятельности, рисование растений, животных, явлений природы, рассматривание картин, на которых отражены наблюдаемые объекты или процессы, просмотр диафильмов, видеороликов, документальных фильмов о природе.
Виды наблюдений
Наблюдение, используемое в экологическом познании дошкольников, осуществляется в следующих видах:
- Кратковременное наблюдение. Оно ориентировано на знакомство детей с признаками и свойствами объектов. Такое наблюдение позволяет познакомиться с формами и цветами, размерами животных и растений, признаками времен года их явлениями.
- Долговременное наблюдение. Оно направлено на познание особенностей развития и функционирования живых организмов. Дети наблюдают за ростом растений, поведением животных, организуются сезонные наблюдения за объектами живой и неживой природы.
- Сравнительное наблюдение. Этот вид наблюдения используется для сопоставления признаков и свойств, особенностей функционирования различных объектов и явлений природы. Сравнению подлежат как реальные объекты и процессы, так и их представления в виде изображений, картин, моделей.
- Воссоздающее наблюдение. Оно ориентировано на развитие у детей навыков определения объектов по отдельным признакам или их состояний по имеющимся характеристикам. Такое наблюдение используется в старших группах ДОУ, когда дети уже имеют определенные знания о природе и могут ими оперировать.
- Циклическое наблюдение. Оно связано с организацией наблюдения за циклическими процессами, явлениями природы, циклами развития природных объектов. Дети наблюдают природные объекты и процессы через распределение наблюдений во времени. Между наблюдениями устанавливается большой временной промежуток. При каждом новом обращении к объекту наблюдения происходит повторение усвоенной ранее информации о нем.