Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Коррекция тревожности

Проблема тревожности и пути решения

Решение проблемы тревожности подразумевает решение двух проблем:

  • овладение состоянием тревожности, снятие его отрицательных последствий;
  • устранение тревожности как устойчивого личностного образования.

Работа по преодолению тревожности должна осуществляться на трех уровнях, которые взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга:

  • обучение приемам и методам овладения своим волнением и повышенной тревожностью;
  • расширение возможностей ребенка и формирование у него необходимых навыков и знаний, ведущих к повышению уровня результативности деятельности и созданию запаса прочности;
  • трансформация личности ребенка в части его самооценки и мотивации.
Замечание 1

Параллельно необходимо проводить работу с семьей ребенка и его педагогами, для выполнения ими своей части коррекции.

Приемы коррекции тревожности

В коррекционной работе с детьми, отличающимися тревожностью, используются различные приемы.

Переинтерпретация симптомов тревожности. Часто детей деморализуют первые признаки появления повышенной тревожности. Поэтому будет полезно рассказать, объяснить ребенку, что такие эмоции -признак готовности человека к действию, они помогают ответить или выступить лучше, их испытывает большинство людей.

Настрой на определенное эмоциональное состояние. При использовании данного приема следует предложить ребенку связать свое волнение с одной мелодией или цветом, спокойное состояние — с другими, а уверенное, эмоциональное состояние — с третьими. При наступлении волнения ребенку необходимо вспомнить первую ассоциацию, затем вторую и затем переходить к третьей, повторяя последнюю несколько раз.

Приятное воспоминание. Данный прием заключается в том, чтобы постараться представить ситуацию, в которой ребенок ранее испытывал чувство покоя, расслабления, ему необходимо вспомнить все приятные ощущения.

«Коррекция тревожности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Использование роли-образа. В трудной ситуации ребенку предлагается представить себе образ, которому он хотел бы подражать, войти в эту роль и действовать в ситуации тревожности, находясь в образе.

Контроль жестов и голоса. Ребенку следует рассказать, что голос и жесты являются отражением эмоционального состояния человека, но при этом могут иметь и обратное влияние, т.е. успокаивать и придавать уверенность. При использовании данного метода борьбы с тревожностью ребенку полезно тренироваться перед зеркалом и отработать определенные жесты, предварительно проговаривать будущую речь.

Управление улыбкой. Прием заключается в управлении ребенком мышцами лица. Для этого ребенку предлагается регулярно выполнять упражнения для расслабления лицевых мышц, вместе с этим объясняется роль улыбки в снятии нервно-мышечного напряжения.

Управление дыханием. Ребенку следует рассказать о роли ритмичного дыхания и способах его использования для снятия напряжения. Потренироваться с ребенком, делать выдох вдвое длиннее вдоха, а в случае сильного нервного напряжения сделать глубокий вдох с задержкой дыхания на $20$ секунд.

Мысленная тренировка, позволяет ситуацию вызывающую тревогу, заранее представить в подробностях и предварительно детально продумать собственное поведение.

Репетиция. Данная методика заключается в проигрывании с ребенком ситуации, которая вызывает у него тревогу. При использовании данного метода психологу можно менять тон разговора с ребенком, становится нетерпеливым в беседе, прерывать собеседника.

Доведение до абсурда. В процессе работы с психологом или самостоятельно ребенок проигрывает чувство сильной тревоги, страха, делая это дурачась, играя.

Переформулировка задач. Причиной, которая мешает результативной деятельности тревожных людей, часто является сосредоточенность на том, как они выглядят со стороны. Для решения данной проблемы необходимо тренировать у ребенка умение формулировать цель своего поведения в определенной ситуации, отвлекаясь при этом от себя. При ответе у доски давать себе правильную установку: «Я должен рассказывать о законе Ньютона», а не «Я должен ответить на пять». Следует также обучать ребенка умению снижать значимость ситуации.

Замечание 2

Перечисленные выше приемы эффективны для детей, испытывающих открытую тревогу.

Далее будут приведены приемы для устранения скрытой тревожности.

Самоанализ. В работе с детьми, тревожность у которых проявляется в скрытой форме важно развивать умение анализировать свои переживания, находить причины таких переживаний.

Формирование критериев успеха. Оценка успеха у детей со скрытой тревожностью часто затруднена. В таком случае полезно буде обсудить с ребенком объективные показатели успеха в определенной ситуации, записать эти критерии и постоянно в беседах обращаться к ним, побуждая ребенка оценивать свои результаты.

Дата последнего обновления статьи: 09.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot