Моторная алалия
Моторная алалия – это первичная несформированность экспрессивной речи, вызванная поражением мозговых центров во внутриутробном или доречевом периоде, которая проявляется отсутствием или дефицитом устных высказываний. Ее неречевые проявления – неразвитая моторика, заторможенность.
Моторная алалия является нейропсихологическим синдромом, при котором нарушены процессы производства речевых высказываний. В основном моторной алалией страдают мальчики. Алалия может проявляться резными уровнями общего недоразвития речи: от полного отсутствия вербальной коммуникации до несущественных фонематических и грамматических погрешностей.
Так как алалия носит полисиндромный характер, ее изучают разные науки – практическая логопедия, патопсихология, неврология и лингвистика.
Причины алалии
Нарушения связываю с очаговыми экзогенно-органическими повреждениями головного мозга, а именно – моторных центров речи. Учитывая срок влияния повреждающего фактора, принято выделять:
- перинатальное воздействие – физические, биологические, химические и метаболические факторы, влияющие на ЦНС плода. Например, вирусные инфекции беременной, эндокринные болезни матери, тяжелые токсикозы во время беременности, гипоксия плода, резус-конфликт;
- интранатальные причины – воздействуют на протяжении всего периода родов. Сюда относят асфиксию новорожденного и внутриутробные родовые травмы, которые могут вызывать поражения центров моторной реализации речи и гибель нейронов, также факторами, относящимися к этой группе можно считать обвитие пуповиной, наложение акушерских щипцов, кесарево сечение и пр.;
- ранние постнатальные патологии – это патологии, которые возникли в возрасте до 1 года – ЧМТ, энцефалит, менингит, опухоль, локализованная в зоне Брока, частые инфекционные болезни, которые истощают ЦНС.
Тяжесть алалии связана со временем повреждения головного мозга. Наиболее серьезные нарушения возникают, если вредоносный фактор воздействовал в 1 триместре гестации.
Патогенез
Механизмы моторной алалии рассматривают неоднозначно. Все теории подразделяются на психофизиологические, психологические и психолингвистические.
- психофизиологическая теория рассматривает речевую недостаточность как следствие несформированности моторного звена речи. Ведущий дефект – нарушения в двигательной программе реализации речевых высказываний – кинестетической или кинетической апраксии;
- психологическая концепция считает первоосновой недоразвитие неречевых процессов, то есть внимания, памяти, восприятия, в связи с чем возникает диссоциация отдельных этапов речевой деятельности – во время перехода от программирования высказывания к его моторной реализации;
- психолингвистический подход сегодня считается наиболее обоснованным. В соответствии с ними основа патогенеза алалии состоит из неразвитости операций внутреннего планирования, выбора фонетических и лексико-грамматических средств и речевого оформления высказывания.
Классификация типов алалии
Различные аспекты изучения моторной алалии, в качестве системного речевого нарушения, отражаются в ее классификациях. Основой клинического подхода к систематизации является локализация поражения головного мозга. Учитывая этот критерий, принято выделять два типа экспрессивной алалии:
- афферентная – возникает в ситуации поражения патологическим процессом постцентрального участка коры, который располагается в нижне-теменном отделе левого полушария;
- эфферентная – возникает в связи с повреждением в центре Брока – премоторных участках коры заднелобных отделов мозга, который контролирует переключение артикуляторных актов.
Лингвистическая классификация алалии основана на выделении ведущего типа нарушения языковой системы – первичного или вторичного. В соответствии с этим, выделено 4 формы экспрессивной алалии:
- ведущее расстройство по типу артикуляторной апраксии;
- недоразвитие фонематической системы;
- нарушения фонематического анализа;
- преобладание нарушений функции повторения.
Симптомы моторной алалии
Тяжесть речевых нарушений может варьировать от незначительных вербальных затруднений до полного отсутствия разговорной речи. Нарушения касаются фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
Раннему этапу развития свойственны бедные речевые реакции, иногда у детей совсем нет лепета. Первые слова появляются только в 3-4 года или позже. Дети используют звукоподражание, жесты и примитивные лепетные слова. В речи встречается много литеральных парафазий, элизий, персевераций, контаминаций.
Активный словарь маленького объема, фразы аграматичные и редуцированные. В речи в основном используются существительные, нет предлогов и союзов, практически нет глаголов, наречий и прилагательных. Члены предложения не согласованы по числу, падежу, роду и времени. Трудно повторяют отдельные звуки, звуковые цепи, слова и фразы по просьбе взрослого. Это делает речь практически непонятной для окружающих. Понимание обращенной речи чаще всего сохраняется, дети могут выполнять команды или инструкции.
Также обычно моторные алалики малоактивны, но могут быть и импульсивными. Некритичны к своему речевому недостатку. Они отличаются неуклюжестью и неловкостью движений, дискоординацией, грубыми нарушениями моторики пальцев рук, тяжело выполняют мелкие точный действия. Познавательная сфера характеризуется инертностью мышления, малым объемом памяти, расстройствами восприятия, неустойчивостью внимания. Дети часто плаксивы, страдают от частой смены настроения, нарушений сна и аппетита.
Коррекция моторной алалии
Процесс коррекции разносторонний и включает лекарственную терапию, физиопроцедуры, компенсирующие мозговые нарушения. Оптимально начинать педагогическую работу в раннем возрасте до 3-4 лет. Содержание логопедического воздействия состоит из следующих аспектов:
- стимулирование речевой активности – развивает мотивационный компонент, вызывает речевые реакции на основании подражания, обогащает словарный запас;
- формирование фразовой речи – при наращивании словаря формируются предпосылки появления простого предложения. Идет постепенное усложнение структуры фразы, проводят работу над слоговым составом слова, преодолением речевых аграмматизмов;
- развитие связной речи – формируют монологическую речь, развивают навыки внутреннего программирования и формулируют высказывания. Дети учатся пересказывать, составлять тексты по серии картинок, сочиняют рассказы на заданные темы;
- коррекция фонетико-фонематических нарушений – уточняют произношение всех фонем, в том числе гласных и звуков раннего онтогенеза. В процессе работы фиксируют внимание детей на положении артикуляционных органов и кинестетических ощущениях.