Сущность трудовой деятельности детей и их отношение к ее результатам
Трудовая деятельность – это процесс осознанного изготовления орудий труда, предметов потребления и прочих артефактов.
Трудовая деятельность детей – это совместная деятельность воспитателя с воспитанниками, направленная на развитие у детей общетрудовых способностей и умений, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
Результат такой деятельности служит мерой затраты усилий, необходимой для достижения цели. В процессе достижения результата проявляются индивидуальные личностные качества ребенка, такие как настойчивость, находчивость, изобретательность, способность поступать последовательно.
Сравнение результатов деятельности детей имеет большое педагогическое значение в воспитании у детей интереса к труду. Дети отмечают хорошее и плохое качество работы. Способность правильно оценить результат труда, сравнить свои достижения и достижения других в процессе накопления опыта сравнения и анализа результатов деятельности. Воспитательное значение сравнения тем эффективнее, чем справедливее оценка детского труда воспитателем, чем более он заинтересован и требователен.
Результат собственного труда ребенок видит только тогда, когда уже завершил выполнение деятельности, и воспитатель предлагает сравнить полученный результат с результатом труда других детей, обладающих схожими навыками. Такое сравнение часто побуждает ребенка к переделыванию работы, чтобы добиться лучшего результата.
В возрасте 5-7 лет результат деятельности начинает интересовать детей с точки зрения практической стороны: вырастили на садовом участке салат и поели.
Достижение результатов в работе над элементарными игрушками не только дает детям умение трудиться, но также дает им возможность принимать участие в изготовлении практически нужных вещей.
Желание ребенка получить определенный результат становится выше, если перед ним поставить задачу сделать что-то для других. Дети с удовольствием очищают лопатами снег с дорожек. Большое воздействие на детей оказывает результат труда взрослых. За наблюдением их деятельности, дети думают о возможности собственноручно достичь похожий результат. Это повышает интерес старшего дошкольника к трудовой деятельности и требовательность к качеству выполняемой работы.
Постепенно, с формированием основных компонентов трудовой деятельности, изменяется и отношение ребенка к труду. Теперь дети испытывают радость от самого процесса труда. Их эмоциональные проявления говорят о том, что требуется постоянное и внимательное отношение педагога к тому, что и как делают дети. Положительными эмоциями определяется и их собственное отношение к деятельности, особенно на первых этапах формирования трудолюбия. Важно, чтобы ребенок был уверен в возможности успешно завершить дело.
Позитивное настроение детей должно поддерживаться воспитателями, их готовностью помочь детям. Иногда это выражается одобрением, иногда советом как сделать по-другому, иногда предложением попросить помощи кого-то из детей, а в иных случаях просто оказать ребенку непосредственную помощь в трудном действии, но сделать это так, чтобы ребенок чувствовал, что он выполняет задание самостоятельно и ему именно помогают.
Диагностика результатов трудовой деятельности детей
К критериям оценивания результатов разнообразных типов трудовой деятельности в разных возрастных группах воспитанников относят: сформированность навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, ухода за животными и растениями, ручного труда, умение понимать цель труда, выделять предметы труда, прогнозировать результат, планировать процесс трудовой деятельности, отбирать требуемое оборудование, осваивать новые трудовые навыки.
К основному перечню вопросов и критериев диагностики степени сформированности трудовых умений и навыков у детей-дошкольников можно отнести:
Навыки личной гигиены:
- насколько хорошо дети соблюдают порядок в группе и чистоту игровой – убирают ли по местам игрушки, книги, насколько аккуратно складывают свои вещи в шкафчиках;
- умеют ли дети мыть руки без напоминания со стороны воспитателя, насколько сформирована у детей привычка полоскать после еды рот, чистить зубы два раза в день, пользуются ли дети носовыми платками и причесываться;
- используют ли дети столовые приборы, насколько аккуратно едят и держат ли за столом правильную осанку;
- могут ли самостоятельно и правильно одеться и раздеться, видят ли неполадки в своей одежде, могут ли их устранить, например, почистить от грязи, протереть салфеткой обувь, постирать носки и пр.
Навыки культурного поведения со взрослыми: степень умения детей общаться со взрослыми, уступать им место в транспорте, приносить стул, отворять дверь, поднимать оброненную вещь, благодарить за оказанную помощь.
Уровень самостоятельности в труде:
- отмечают ли дети нарушение порядка в окружающей обстановке;
- могут ли распределить обязанности в процессе осуществления деятельности, добиться общего результата;
- уровень сформированности трудовых умений и навыков.
Навыки общения с ровесниками:
- насколько хорошо дети знакомы с нормами взаимоотношений между детьми;
- могут ли дети договориться в ходе распределения трудовых действий, степень проявления дружелюбия, общительности, стремления к совместной деятельности;
- способны ли дети уважительно относиться к труду сверстников и не мешать товарищам в осуществлении их деятельности;
- насколько хорошо дети разрешают возникающие у них конфликты, какие средства при этом используют, каковы причины этих конфликтов;
- как дети взаимодействуют между собой в процессе совместной деятельности – как обращаются с просьбой друг к другу, благодарят ли за оказанные услуги, какие слова используют для отказа в просьбе товарищу, на основании какого принципа объединяются в группировки.