Понятие и значение эстетической культуры
Эстетическая культура – это способность личности воспринимать окружающую действительность через призму идеала.
Иными словами, эстетическая культура является опытом личности, формируемым ею с самого рождения и связанным с восприятием мира, его красоты, норм и закономерностей. Она является системой чувств и свойств личности, которые помогают личностному развитию и раскрытию ее природного потенциала, восприятию и пониманию мироздания.
Все мире существует и функционирует на основе эстетических принципов, т.е. во всем есть прекрасное. Поэтому, очень важно сформировать эстетическую культуру каждого отдельного человека, которая приводит его внутренний мир к гармонии и совершенству и формирует адекватное восприятие социального пространства, а также способствует установлению гармоничных взаимоотношений с социумом и его членами, с самим собой и природной сферой.
Особенности эстетической культуры можно отразить следующими положениями:
- Развитие человеческой личности и ориентация на ее эволюцию в культурном направлении, а также стремление к культурному созиданию и обогащению.
- Эстетическая культура является компонентом гуманизации, т.е. она принадлежит к этому процессу, делая человеческую личность не просто объектом существования, но и объектом, который наслаждается жизнью, познает все ее стороны, видит в них прекрасное.
- В основе эстетической культуры лежит эстетический вкус, т.е. навыки человеческой личности понимать и принимать красоту, восхищаться культурными творениями и создавать их.
Сущность эстетической культуры состоит в связи личности и обусловленности ее развития творчеством. Это означает, что каждая личность может не только видеть красоту и оценивать ее, но и самостоятельно творить нечто прекрасное.
Развитие эстетической культуры реализуется на следующих уровнях:
- Индивидуальный уровень эстетической культуры. Он связан с развитием таланта личности, ее природных творческих способностей. Также, сюда входит развитие у личности эстетического идеала т.е. способностей, которые приобщают его к жизни и деятельности, заставляют его жить и действовать в гармонии с собственной личностью и социальной сферой.
- Социальный уровень эстетической культуры. Он отражает уровень социальной культуры, культурные аспекты различной деятельности, эстетические предпочтения и потребности.
Развитие эстетической культуры личности
Формирование эстетической культуры личности реализуется в ходе эстетического воспитания. Такое воспитание ориентировано на формирование у ребенка представлений о красоте, развитие навыков видеть прекрасное в быту, в трудовых отношениях в природе, социальном мире. Формирование восприятия красоты мира, умение ее прочувствовать и адекватно воспринять, оценить, сохранить и передать является сложным и трудоемким процессом.
Развитие эстетической культуры личности основывается на соблюдении ряда условий организации эстетического воспитания. К ним относятся:
- Создание эстетической окружающей среды, в котором живет и развивается, учиться ребенок. Эстетика быта является важным аспектом воспитательного процесса, от нее многое зависит, ведь, если ребенок видит вокруг себя красоту, то все некрасивое будет вызывать у него отторжение. Он усвоит, что красота это норма, причем красивым должны быть не только предметы, но и отношения людей, их речь, действия и поступки;
- Знакомство с природой, ее процессами, объектами и явлениями. Природа характеризуется эстетической гармонией: в ней все прекрасно. Поэтому, воспитательные возможности природы необходимо использовать в эстетическом развитии ребенка. Ребенок должен наблюдать за природой в реальном мире, знакомиться с художественными произведениями, художественной литературой, поэзией, музыкальными произведениями, в которых говориться о природе и ее прелестях;
- Приобщение детей к искусству. Оно является способом развития у детей эстетического восприятия мира. Каждый вид искусства оказывает определенное воздействие на эмоциональную и чувственную сторону личности, ее интеллект и мировоззрение;
- Организация слаженной трудовой деятельности детей. Гармоничный труд формирует стремление к созданию чего-то красивого и совершенного;
- Организация экскурсий. Они помогают в накоплении чувственного опыта ребенка и формируют у него навыки эстетического восприятия мира. Кроме того, они расширяют кругозор ребенка и активизируют работу творческого мышления.
Формы организации эстетического развития личности
Формирование эстетической культуры ребенка основывается на разнообразной деятельности, которая направлена на формирование у него основ эстетического поведения, эстетического вкуса и эмоционального восприятия окружающей действительности.
Основными формами эстетического воспитания и развития личности ребенка являются:
- Театрализованная деятельность. Это могут быть игры и театральные постановки.
- Организация праздников. Каждый праздник имеет свою историю и тему. Они могут отражать социальную жизнедеятельность, народные традиции, религиозную тематику, семейные ценности. Все это помогает в воспитание нравственных свойств личности и формирует эстетическое восприятие мира.
- Художественная деятельность. Она связана с изобразительным творчеством.
- Музыкальная деятельность. Дети слушают музыку, поют песни. Музыка является средством развития эстетического вкуса и формирования
- Игровая деятельность. В игре, активно работает воображение, а значит активизируется творческое мышление. Все это воздействует на эстетическое восприятие ребенка, способствует его развитию.