Логопедическое обследование
Логопедическое обследование – это совокупность мероприятий, призванных выявить нарушения речи у обследуемого через всестороннее и полное изучение его речи и отдельных ее компонентов.
Логопедическая диагностика и стимуляция речи на начальных этапах развития коммуникации должна распознать и исправить отклонения в развитии речи. Это предполагает использование специальных приемов обследования и дифференциальную диагностику, сочетающуюся с тщательным анализом данных медицинского анамнеза и психолого-педагогических наблюдений за ребенком.
Проводя диагностику отклонений речевого развития доношенных детей возрастом до одного года, специалисты ориентируются на традиционную схему нормального развития речи.
1 этап – новорожденность – ребенок кричит с первых минут жизни, в голосовых реакциях четко различимы гласноподобные звуки. Собирая анамнестические данные о неонатальном периоде, логопед ориентируется на:
- характер первого крика новорожденного;
- физиологическая функция дыхания;
- наличие интенсивной терапии в неонатальном периоде;
- возможные хирургические вмешательства в неонатальном периоде;
- характер первого кормления ребенка грудью;
- причины раннего искусственного вскармливания;
- продолжительность кормления;
- характер сосательных и глотательных движений во время кормления.
2 этап – 1-3 месяца. При раннем развитии ребенка ориентировочные реакции формируются с запаздыванием или совсем отсутствуют. Улыбка крайне редка, преобладают отрицательные реакции.
3 этап – 3-6 месяцев. В начале этой стадии дети издают протяжные гласноподобные звуки, но постепенно гуление переходит в лепет. Звуки становятся напевными и продолжительными, разнообразными. К 6 месяцам хорошо различают звукосочетания гласных с согласными, например, «ба-ба», «ма-ма» и пр.
4 этап – 6-9 месяцев. Звуки дифференцируются и приближаются к звукам родного языка, в детском лепете появляются в определенной последовательности: рото-носовые, звонкие-глухие, твердые-мягкие, смычные-щелевые. Младенец эхом повторяет звуки за взрослым, копирует интонационно-мелодическую структуру знакомых фраз, а также имитирует кашель и щелканье языком.
5 этап – 9-12 месяцев. В начале периода отмечается активный лепет, а в конце периода дети должны произносить 5-6 лепетных слов. Дети, которые нормально развиваются, хорошо подражают интонациям взрослых собеседников, копируют отдельные слоги, восклицания и междометия. Дети могут выразить свое настроение изменением тона, громкости, длительности звучания голоса. Дисфункции общих речедвигательных навыков косвенно проявляются в стойких трудностях формирования навыков разжевывания твердой пищи, проглатывания и умения пить из чашки воду мелкими глотками.
Логопедическая работа с детьми раннего возраста
Цель коррекционно-логопедической работы – последовательно развивать функцию доречевого периода, обеспечивая своевременное формирование речи и детской личности.
К основным направлениям коррекционно-логопедической работы относят:
- нормализацию мышечного тонуса и мелкой моторики;
- развитие артикуляционного аппарата, тактильных ощущений и мимики;
- выработка ритмического дыхания;
- стимуляция лепета и лепетных слов;
- перевод слов из пассивного словаря в активный;
- выработка зрительных и слуховых дифференцировок, памяти, внимания и мышления.
Работа с детьми раннего возраста предполагает особый подход. Занятия с маленькими детьми требуют учета следующих моментов:
- Дети познают мир благодаря взрослым людям, через подражание. Детям интересно исследовать сенсорные свойства окружающих их предметов. Но только благодаря взрослым дети могут узнать функциональное назначение предметов, то есть, что ложкой едят, книжки читают, карандашами рисуют. Занятия с детьми базируются на подражании взрослым, его движениям, словам и действиям, а не на объяснении, беседе и внушении. Совместная деятельность ребенка и взрослого должна состоять из игр и обучения.
- Дети отличаются активностью, подвижностью и любознательностью. Детская непосредственность – основа познания окружающего мира и общения с людьми. У детей еще не сформированы понятия о хорошем и плохом, о правилах поведения и пр. Эмоциональный подъем, достаточный для обучения, может быть достигнут только в игровой деятельности.
- Для закрепления нового навыка, необходимо повторение. Детям нравится повторять одно и то же действие. Это и представляет механизм обучения, для закрепления навыка, необходимо больше раз повторять, и чем более сложный навык формируется, тем больше времени и большее количество повторений необходимо. Малыши комфортнее чувствуют себя в знакомой ситуации, действуя более уверенно в знакомых им играх.
- Содержание материала должно быть соответствующим опыту детей. То есть, материал должен быть подобран так, чтобы игровые ситуации были знакомы малышу. Например, игры с машинками – все дети видели машины на улице. Если ребенку предлагают новый материал, то сначала необходимо предоставить ребенку новые представления.
- Необходим контроль за уровнем сложности предлагаемого материала, он должен соответствовать возрасту детей. Если поставить перед ребенком непосильную задачу, он заведомо попадет в ситуацию неуспеха. Если у ребенка постоянно не получается выполнить ту или иную задачу, он теряет интерес к учению.
- Следует следить за длительностью игры. Необходимо учесть тот факт, что внимание маленьких детей кратковременное и непроизвольное. В связи с чем, необходимо заранее планировать игру так, чтобы избежать переутомления ребенка, и не допустить потери интереса к занятию. Также на занятии необходимо варьировать длительностью игр, на основании ситуаций и возможностей детей для проведения игр.
- Необходимо выстраивать четкую структуру игры. Чтобы малыши лучше усваивали информацию, необходима четкая структура: у каждой игры есть начало, продолжение и конец. Начало и конец игры крайне непродолжительны. Продолжение игры включает основное содержание предлагаемых материалов.
- Смена видов деятельности – когда игра включает несколько разных игр, позволяя дольше удерживать внимание ребенка, увеличивая продолжительность и эффективность занятий. Подвижные игры сочетаются со спокойными. Смена видов деятельности увеличивает работоспособность у детей, каждая игра включает разноплановые игры, сменяющие одна другую.
- Гибкость – игры должны подбираться, учитывая возраст детей, их возможности и интересы. Реагируйте на отношение детей чутко, стремитесь улавливать их ответные реакции.
- Перенос знаний – следует специально озаботиться тем, чтобы дети приобретали знания и умения в игровых действиях. Для этого следует держать близких в курсе событий, чтобы они знали о достижениях ребенка.
- Детям необходима положительная оценка их деятельности. Эмоциональная поддержка взрослых во время обучения необходима детям, поэтому нужно отмечать любых их успехи и достижения.
Основная форма воздействия на маленького ребенка – организованные игры, в которых ведущую роль играют взрослые. Их можно использовать в условиях любого программного материала и проводить на занятиях и логопед, и воспитатель, и музыкальный руководитель.