Лэпбук – это папка, в которую собирается информация, касающаяся определенной темы, определенного направления деятельности.
Лэпбук – это инновационный способ организации образовательной деятельности на дошкольном уровне и этапе начального школьного обучения.
Рисунок 1. Лэпбук. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Лэпбук предполагает реализацию комплексной познавательной, воспитательной и развивающей деятельности с применением игровых форм работы, творческих направлений детской деятельности и организации продуктивного взаимодействия ребенка и взрослого.
Назначение лэпбука в образовательном процессе
Использование лэпбука в образовательном процессе, в первую очередь, ориентировано на систематизацию знаний детей по конкретной теме. Материал собирается в отдельную папку и позволяет закрепить знания ребенка по определенному направлению: спорт, музыка, искусство, фрукты, овощи, погода и др.
Лэпбуки используются в образовательном процессе в виде тематических папок. Каждый лэпбук отражает итоги работы с детьми по освоению ими конкретной темы.
Следует обратить внимание на то, что использование лэпбуков требует соблюдения определенных правил. К ним относятся:
- Применение лэбуков актуально в старшем дошкольном возрасте. Ранее пяти лет лэпбуки не принесут должно образовательного эффекта.
- Составление лэпбука реализуется после проведения тематических занятий, игровой деятельности по конкретному направлению образовательной деятельности.
- Создание лэпбуков является совместной деятельностью ребенка и взрослого.
- Мотивация ребенка к созданию тематической папки. Ребенка необходимо заинтересовать создание папки по конкретной теме. Только тогда она выполнить роль закрепляющего и систематизирующего материала, даст должный дидактический эффект в обучении.
- Формат лэпбука – папка размером А4. Файлы могут быть последовательно сложены и, при желании, скреплены в мини-книгу. Данный формат идеален для самостоятельного пользования папкой ребенком.
- Для создания лэпбуков используются такие материалы как: цветная бумага, картон, ножницы, клей, скотч, степлер, принтер, цветные карандаши, фломастеры, краски, элементы декора: бусины, бисер, пуговицы, пайетки, подвески, природный материал, наклейки и др.
Лэпбук имеет определенное назначение в образовательном процессе. Он применяется для систематизации знаний старших дошкольников и учащихся начальных классов, помогая им организовать свой учебный процесс и сделать его более увлекательным, живым и продуктивным.
Назначение лэпбуков сводится, также, к выполнению следующей функциональной роли:
- Оказание ребенку помощи в запоминании информации по конкретной теме;
- Визуальное стимулирование запоминания информации: материал располагается в определенной последовательности, имеет яркую, привлекательную форму, что позволяет лучше его запомнить, особенно, если у ребенка хорошо развита визуальная форма восприятия информации;
- Реализация повторения учебной информации. Материал можно повторить в удобное время, просмотрев созданный лэпбук;
- Придание разнообразия и увлекательности различным темам. Лэпбуки позволяют наполнить любую, даже скучную тему, яркими красками, сделать ее более увлекательной для детей;
- Простота запоминания информации для детей;
- Обучение детей самостоятельному поиску, сбору, систематизации и хранению информации. Это создает почву для освоения проектной деятельности, написания творческих работ на дальнейших этапах обучения: докладов, рефератов, курсовых;
- Позволяет реализовывать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению детей. Возможно применение лэпбуков при организации обучения детей в разновозрастных группах;
- Реализация совместного творчества ребенка и взрослого;
- Использование в реализации проектной деятельности дошкольников и младших школьников;
- Компактное хранение больших объемов данных – в одной папке умещается большое количество различных заданий, различных видов детской деятельности и аспектов конкретной темы.
Как видно, назначение лэпбуков обширно. Они позволяют сделать образовательный процесс более увлекательным, рациональным, а главное- продуктивным.
Последовательность действий по созданию лэпбука
Лэпбук является видом совместного творчества педагога или иного взрослого и ребенка. Только, формируя лэпбуки вместе с ребенком можно достичь должного эффекта от их использования.
Формирование лэпбуков включает в себя ряд действий, выполняемых в определенной последовательности:
- Определение темы формирования лэпбука. Тема выбирается, исходя из возрастных интересов детей, ее актуальности в образовательном процессе, сложности запоминания детьми информации по ней и необходимости ее структурирования.
- Составление плана деятельности. План отражает структуру лэпбука т.е. его составные компоненты и содержание. Тема лэпбука должна быть оптимально раскрыта: с минимизацией информации в нем и отражением ее сути. Для составления плана ребенку задаются вопросы по рассматриваемой теме: Что он о ней знает- о конкретном объекте, процессе, явлении; Что его интересует поданному направлению исследования и какими способами можно получить эту информацию.
- Составление макета лэпбука. Макет представляет собой подготовку основы лэпбука. Могут быть использованы листы бумаги разного характера и формата, картона, шаблоны. Совместно с ребенком придумывается расположение информации в лэпбуке: каким образом будет отражена информация, представленная в плане. Макеты могут быть созданы самостоятельно или взяты готовые шаблоны. Конечно, это менее интересная работа, но для экономии времени, в некоторых случаях может быть использован данный вариант деятельности.
- Составление лэпбука и заполнение его информацией. Здесь, важно дать волю фантазии и воображению, не ограничивать ребенка в деятельности. Лэпбук может быть интересно оформлен, украшен различными способами. Главное, чтобы это было интересно ребенку и отвечало его видению изучаемой темы.