Конструирование как средство развития ребенка
Конструирование – это деятельность, в ходе которой дети создают всяческие игрушки-самоделки из различных материалов – бумаги, картона, шишек, желудей, коробок, катушек и пр.
Изготовление из этих материалов предметов способствует развитию творчества, фантазии, учит работать с ножницами, шилом, линейкой, ножом и прочими инструментами.
На основании того, какой материал будет использован, выделяют три вида конструирования:
- из бумаги и картона;
- из природных материалов;
- из готовых форм, таких как коробки, катушки, шпульки и пр.
Каждый вид имеет свою специфику использования инструментов и способов обработки материалов. Например, чтобы скрепить бумажные детали могут быть использованы клейстер или казеиновый клей, а чтобы скрепить шишки лучше пользоваться столярным клеем, тонкой проволокой и нитками.
Конструирование из бумаги
Своеобразие конструирования из бумаги заключается в том, что из плоского листа бумаги создаются объемные предметы разной формы. Самые простые игрушки изготавливаются:
- сгибанием листа бумаги вдвое;
- сгибанием и склеиванием;
- сгибанием, надрезанием и склеиванием;
- складыванием в разнообразных комбинациях;
- с использованием выкроек.
Конструирование из готовых форм
В качестве готовых форм могут использоваться коробки, катушки, шпульки, пробки и пр. А как дополнительный материал – цветную бумагу, нитки, куски тканей, тонкую проволоку и пр. Все детали скрепляют клеем. Выделяют несколько способов работы:
- соединяют готовые формы без изменения их с добавлением минимального количества деталей;
- частичное изменение готовых форм – для придание поделке более реального вида, форма коробок предварительно изменяется – ножницами могут надрезать или удалить ненужную часть;
- изготовление и присоединение подвижных частей – некоторые игрушки становятся интереснее, если отдельным частям придать подвижность.
Конструирование из природных материалов
Природным материалом, из которого изготавливают поделки, выступают шишки, желуди, семена деревьев, цветы, ягоды, кора деревьев, мох, солома, перья, скорлупа яиц, ветки, ракушки и многое другое. В качестве дополнительных материалов используют картон и бумагу.
Типы уроков ручного труда
Систематизировать уроки труда можно на основании разных признаков:
- материалы, которые используются;
- учебные операции;
- дидактические цели;
- способы организации.
Еще одна классификация уроков труда предполагает деление по следующим признакам:
- по образцу;
- по модели;
- по условиям;
- по схеме.
Эта классификация зависит от поставленных перед учениками задач: обучающих, закрепляющих и творческих. Например, урок по образцу носит обучающий характер. Учитель может предлагать образец для прямого следования, то есть анализ предмета, выбор материала и способа деятельности.
Уроки по условиям имеют закрепляющий характер с элементами развития, то есть знания применяются с частичным изменением условий, например, вместо одноэтажного необходимо построить двухэтажный дом, а значит нужно предложить вариант надстройки дома. Уроки по модели и схеме носят развивающий характер в связи с тем, что в случае с моделью дети видят саму постройку, но не видят из чего она состоит. Они должны из имеющихся материалов сделать аналогичную модель. Самое сложное – это строительство по схеме или чертежам, детям необходимо представлять объемную фигуру и уметь ее выстраивать.
Также выделяют еще три основных типа уроков:
- рационально-логические – решаются логические задачи;
- эмоционально-художественные – создается художественный образ;
- формирующие приемы и навыки практической работы.
Рационально-логическими заданиями предполагается довольно жесткий и однозначный анализ конструкции и установление совершенно определенной и единой логики работы. Такими заданиями могут быть все, которые осмысливаются разумом и меньше оцениваются эмоционально, например, аппликации-головоломки, объемное конструирование, симметричное вырезание и т. д.
Главное в работах такого рода – это анализ конструкции, выявление принципа, которому подчинено взаиморасположение деталей, установление способов работы и пр. Эти задачи могут быть решены рассудочным путем, на уроках такого типа уместны расчеты и вычисления, выполнение эскизов, схем и чертежей. Творчество, проявляемое здесь учениками, носит в основном интеллектуальные свойства. Основное содержание работы на такого рода уроках – логический анализ устройства изделия.
Эмоционально-художественные задания предполагают необходимость поиска и воплощения оригинального художественного образа, который выражает эмоциональное состояние или какую-либо художественную идею. Например, разного рода художественные композиции на плоскости, игрушки из скорлупы яйца, лепка животных из глины и пластилина и пр. Такие работы не жестко регламентированы, не выполняются по единому плану. В такой работе вообще не имеет места никакое планирование, так как оно противоречит самому характеру этой деятельности и психологической природе художественного творчества. Каждое изделие изготавливают творчески комбинируя материалы, а также направляя по ходу действия поиск нужной идеи. Все средства на таких уроках всегда выступают для детей всем множеством вариантов, так как их соотносят с особым художественным содержанием, которое каждый учащийся стремится выразить в собственной творческой деятельности. Если средства становятся только набором технических приемов и правил, то они автоматически становятся безразличны к предлагаемому содержанию, что лишает работу детей любого смысла. При выполнении заданий эмоционально-художественного плана, дети по возможности самостоятельно определяют цвет и форму каждой отдельной детали своего изделия, а также их общую композицию. Так же он может сам подбирать материал и наиболее подходящие способы его обработки.