Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Конструирование как основное средство развивающего обучения на уроках технологии

Конструирование как средство развития ребенка

Определение 1

Конструирование – это деятельность, в ходе которой дети создают всяческие игрушки-самоделки из различных материалов – бумаги, картона, шишек, желудей, коробок, катушек и пр.

Изготовление из этих материалов предметов способствует развитию творчества, фантазии, учит работать с ножницами, шилом, линейкой, ножом и прочими инструментами.

На основании того, какой материал будет использован, выделяют три вида конструирования:

  • из бумаги и картона;
  • из природных материалов;
  • из готовых форм, таких как коробки, катушки, шпульки и пр.

Каждый вид имеет свою специфику использования инструментов и способов обработки материалов. Например, чтобы скрепить бумажные детали могут быть использованы клейстер или казеиновый клей, а чтобы скрепить шишки лучше пользоваться столярным клеем, тонкой проволокой и нитками.

Конструирование из бумаги

Своеобразие конструирования из бумаги заключается в том, что из плоского листа бумаги создаются объемные предметы разной формы. Самые простые игрушки изготавливаются:

  • сгибанием листа бумаги вдвое;
  • сгибанием и склеиванием;
  • сгибанием, надрезанием и склеиванием;
  • складыванием в разнообразных комбинациях;
  • с использованием выкроек.

Конструирование из готовых форм

В качестве готовых форм могут использоваться коробки, катушки, шпульки, пробки и пр. А как дополнительный материал – цветную бумагу, нитки, куски тканей, тонкую проволоку и пр. Все детали скрепляют клеем. Выделяют несколько способов работы:

  • соединяют готовые формы без изменения их с добавлением минимального количества деталей;
  • частичное изменение готовых форм – для придание поделке более реального вида, форма коробок предварительно изменяется – ножницами могут надрезать или удалить ненужную часть;
  • изготовление и присоединение подвижных частей – некоторые игрушки становятся интереснее, если отдельным частям придать подвижность.
«Конструирование как основное средство развивающего обучения на уроках технологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Конструирование из природных материалов

Природным материалом, из которого изготавливают поделки, выступают шишки, желуди, семена деревьев, цветы, ягоды, кора деревьев, мох, солома, перья, скорлупа яиц, ветки, ракушки и многое другое. В качестве дополнительных материалов используют картон и бумагу.

Типы уроков ручного труда

Систематизировать уроки труда можно на основании разных признаков:

  • материалы, которые используются;
  • учебные операции;
  • дидактические цели;
  • способы организации.

Еще одна классификация уроков труда предполагает деление по следующим признакам:

  • по образцу;
  • по модели;
  • по условиям;
  • по схеме.

Эта классификация зависит от поставленных перед учениками задач: обучающих, закрепляющих и творческих. Например, урок по образцу носит обучающий характер. Учитель может предлагать образец для прямого следования, то есть анализ предмета, выбор материала и способа деятельности.

Уроки по условиям имеют закрепляющий характер с элементами развития, то есть знания применяются с частичным изменением условий, например, вместо одноэтажного необходимо построить двухэтажный дом, а значит нужно предложить вариант надстройки дома. Уроки по модели и схеме носят развивающий характер в связи с тем, что в случае с моделью дети видят саму постройку, но не видят из чего она состоит. Они должны из имеющихся материалов сделать аналогичную модель. Самое сложное – это строительство по схеме или чертежам, детям необходимо представлять объемную фигуру и уметь ее выстраивать.

Также выделяют еще три основных типа уроков:

  • рационально-логические – решаются логические задачи;
  • эмоционально-художественные – создается художественный образ;
  • формирующие приемы и навыки практической работы.

Рационально-логическими заданиями предполагается довольно жесткий и однозначный анализ конструкции и установление совершенно определенной и единой логики работы. Такими заданиями могут быть все, которые осмысливаются разумом и меньше оцениваются эмоционально, например, аппликации-головоломки, объемное конструирование, симметричное вырезание и т. д.

Главное в работах такого рода – это анализ конструкции, выявление принципа, которому подчинено взаиморасположение деталей, установление способов работы и пр. Эти задачи могут быть решены рассудочным путем, на уроках такого типа уместны расчеты и вычисления, выполнение эскизов, схем и чертежей. Творчество, проявляемое здесь учениками, носит в основном интеллектуальные свойства. Основное содержание работы на такого рода уроках – логический анализ устройства изделия.

Эмоционально-художественные задания предполагают необходимость поиска и воплощения оригинального художественного образа, который выражает эмоциональное состояние или какую-либо художественную идею. Например, разного рода художественные композиции на плоскости, игрушки из скорлупы яйца, лепка животных из глины и пластилина и пр. Такие работы не жестко регламентированы, не выполняются по единому плану. В такой работе вообще не имеет места никакое планирование, так как оно противоречит самому характеру этой деятельности и психологической природе художественного творчества. Каждое изделие изготавливают творчески комбинируя материалы, а также направляя по ходу действия поиск нужной идеи. Все средства на таких уроках всегда выступают для детей всем множеством вариантов, так как их соотносят с особым художественным содержанием, которое каждый учащийся стремится выразить в собственной творческой деятельности. Если средства становятся только набором технических приемов и правил, то они автоматически становятся безразличны к предлагаемому содержанию, что лишает работу детей любого смысла. При выполнении заданий эмоционально-художественного плана, дети по возможности самостоятельно определяют цвет и форму каждой отдельной детали своего изделия, а также их общую композицию. Так же он может сам подбирать материал и наиболее подходящие способы его обработки.

Дата последнего обновления статьи: 20.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot