Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе имеет важное значение. Они выступают основой полноценного развития личности ребенка, формирования у него гуманистических качеств и навыков социального поведения.
В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие сферы общения дошкольника. Дети стремятся к установлению взаимодействия друг с другом, выстраивают разнообразные связи и отношения со сверстниками. Важно, создавать условия для формирования благоприятных отношений между детьми, способствовать установлению дружественного взаимодействия дошкольников. Одним из средств формирования дружеских отношений в детском коллективе выступает игра. В старшем дошкольном возрасте используются игры-драматизации. Сюжетная игра занимает приоритетную позицию в игровом процессе ребенка этого возраста, а драматический характер игры служит основой воспитания коммуникативного поведения дошкольника.
Роль игр-драматизаций в развитии навыков социального взаимодействия старших дошкольников
Для формирования навыков общения у старших дошкольников, установления между детьми дружественного взаимодействия применяются игры, ориентированные на воспитание гуманных качеств личности, выработку эмоциональной отзывчивости ребенка, освоение основ полоролевого поведения и взаимодействия с представителями разных полов.
Игры-драматизации специфичны тем, что они связывают разные виды искусства и могут опираться на нравственные принципы поведения. В играх применяются диалоги, которые носят нравственную основу. Дети проигрывают различные роли, что способствует более лучшему усвоению нравственных принципов поведения детьми.
Игры-драматизации, как правило, проигрываются на основании сюжетов сказок. Сюжеты сказок имеют определенный эмоциональный окрас, нравственный компонент, что приводит к формированию у дошкольников эмоциональной отзывчивости, выработке определенного отношения к поступкам героев. Также, в основу сюжетов игр могут быть положены события из реальной жизни, отражающие опыт, пережитый дошкольниками. Проигрывание данных ситуация позволяет провести анализ развития событий, оценить поведение конкретных людей и его целесообразность.
В играх-драматизациях происходит активное развитие речи дошкольника. Ребенок расширяет свои языковые познания, формирует навыки применения выразительных языковых средств, изменения интонации в соответствии с конкретной ситуаций. Все эти навыки необходимы для взаимодействия старших дошкольников и установления дружеских связей и отношений.
Игровая деятельность активизирует самостоятельность дошкольника. Она формирует основы инициативности ребенка и стремление к познанию, развитию, коммуникативному взаимодействию.
Условия организации игр-драматизаций
При организации воспитателем игровой деятельности дошкольников требуется соблюдение ряда правил. Если организуются игры-драматизации, ориентированные на формирование дружеских взаимоотношений между детьми, то их проведение должно реализовываться с соблюдением следующих условий:
- Создание комфортной игровой обстановки, с учетом интересов и потребностей детей, рассмотрением их связей и привязанностей при распределение ролей.
- Положительная оценка педагога игровой деятельности. Детям требуется одобрение того, что они делают. Потому, педагог должен давать положительную оценку играм и связям детей, формируемым в ее ходе.
- Предоставление главной роли детям с низким социометрическим статусом т.е. тому ребенку, который не является лидером в коллективе, является изгоем. Это помогает поднять его статус в коллективе, найти друзей.
- Опосредованное управление игровым процессом и распределением ролей. Педагогу необходимо учитывать интересы дошкольников при выборе игры и распределение ролей. Однако, важно управлять этим процессом, чтобы исключить постоянные командные позиции одних детей и подчинение других. Дети должны меняться местами, занимать разные роли и формировать позитивные контакты друг с другом.
- Выбор игр с моральным компонентом. Игра должна учить основам нравственности, моральному поведению и взаимодействию. Это расширяет опыт социального взаимодействия старших дошкольников, объединяет детей, учит сотрудничать, разрешать конфликты, противостоять трудностям.
- Оказание помощи в разрешении конфликтов. Воспитателю необходимо контролировать ход игры и вмешаться при необходимости т.е. если возникает конфликтная ситуация. Детям нужно показывать варианты конструктивного разрешения конфликтов.
Разновидности игр-драматизаций, применяемых для развития дружеских отношений старших дошкольников
Для развития навыков общения старших дошкольников и формирования дружественных связей детей применяются игры-драматизации, основанные на сюжетах русских народных сказок. К таким играм можно отнести следующие:
- Теремок. Дети произносят слова, в соответствии с распределенными ролями, осмысливая характеры героев и их поведение. Сказка учит установлению контактов между детьми, построению взаимодействия, согласованию действий с действиями партнеров по общению, обращению и выражению своего мнения;
- Волк и семеро козлят. Данная сказка ориентирована на формирование у ребенка эмоционального отклика на поступки героев: негативное отношение к хитрости, обману, уважение ко взрослым и прислушивание к их советам;
- Три поросенка. Данная сказка ориентирована на формирование навыков общения между детьми, с учетом интересов и потребностей каждого;
- Маша и медведь. Данная сказка, также, учит общению, установлению взаимодействия. Кроме того, она формирует эмоциональную реакцию дошкольников на поступки героев, демонстрирует хорошее и плохое, правильное и неправильное поведение, помогает понять важность дружбы, демонстрируя возможности установления дружеских отношений у героев с разными взглядами, вкусами и т.д.
Стоит отметить, что игры-драматизации, основанные на сюжетах сказок прививают детям любовь к родному языку, учат культуре своего народа, его обычаям и традициям.