Воспитательный потенциал художественной литературы
Художественная литература – это разновидность искусства, в которой материалом и средством для образного отображения действительности выступают словесные конструкции.
Художественная литература обладает большим воспитательным потенциалом. Книги разных жанров раскрывают систему социальных отношений, семейных основ жизнедеятельности, прививают общечеловеческие и семейные ценности.
Художественная литература позволяет:
- Дать учащимся большое количество информации;
- Сформировать понимание нравственности, за счет оценки поступков героев произведений;
- Сформировать представление о социальном поведении и социальном взаимодействии;
- Научить читателей доброте и вере;
- Дать понимание культурных основ жизнедеятельности;
- Сформировать представление о взаимодействии разных поколений между собой;
- Оказать воздействие на эмоциональную сферу читателя, затронуть его чувства;
- Оказать воздействие на выработку мировоззрения читателей.
Книга также выступает способом разрешения собственных проблем, местом нахождения ответов на разнообразные жизненные вопросы и проблемы.
Художественная литература характеризуется многообразием произведением, различием жанров. Это позволяет каждому читателю найти для себя произведения, отвечающие его интересам, потребностям. При постоянном чтении происходит тренировка языковых навыков, наполнение речи выразительными языковыми средствами. Также, отрабатывается речевая интонация, темп и ритм речи.
Как видно, воспитательный потенциал художественной литературы велик. Потому, она применяется и в качестве средства семейного воспитания, формируя у ребенка представления о семейных ценностях, отношениях, понимание добра и справедливости.
Варианты использования художественной литературы в семейном воспитании
Зная потенциал художественной литературы, необходимо прививать детям любовь к ней с раннего детства. Для этого, чтение должно стать семейной традицией. Родителям необходимо демонстрировать детям пример собственного чтения, а также организацию регулярного чтения для ребенка.
Использование художественной литературы в семейном воспитании может быть реализовано в следующих формах:
- Просмотр книг. Здесь, имеется в виду просмотр иллюстраций к художественной литературе и обсуждение увиденного. Проводятся беседы о содержании произведения и конкретной сцены, представленной на иллюстрации, ее значении.
- Семейное чтение. Оно предполагает организацию чтения всех членов семьи. В определенное время может быть организован час чтения, когда каждый член семьи берет ту книгу, которая интересна ему и читает.
- Организация ролевого чтения. Берется детская литература, которая читается всеми членами семьи по ролям. Важно, выбирать книгу, которая отвечает интересам ребенка и имеет нравственный потенциал.
- Чтение перед сном. Отмечено, что прочитанная на ночь информация запоминается гораздо лучше и приобретает устойчивый характер.
- Разыгрывание сцен из сказок и рассказов. Оно может быть реализовано с использованием кукол, игрушек, проигрывания ролей членами семьи. Это помогает акцентировать внимание ребенка на нравственных аспектах произведения, проигрывать моменты совершения морального выбора.
- Рисование по прочитанным сказкам. Родители рисуют вместе с ребенком сцены из сказок. Можно организовать целый проект по созданию иллюстраций к конкретной сказке или рассказу.
Правила организации работы с художественной литературой в семейном воспитании
Независимо от формы работы с художественной литературой, использование книг ориентировано на развитие у ребенка читательского интереса и воспитания у него нравственных ориентиров жизнедеятельности. Это требует от родителей соблюдения определенных правил при создании в семье атмосферы чтения. Таковыми правилами являются:
- Четкость произношения слов при чтении;
- Соблюдение интонации, пауз и громкости голоса;
- Эмоциональный окрас чтения, ориентированный на удержание внимания ребенка;
- Выбор художественных произведений небольшого объема и динамичным развитием сюжетной линии. Это улучшает запоминание текста;
- Комментирование важных моментов произведения. Родителям необходимо акцентировать внимание на поступках героев, моральных нормах поведения;
- Сопровождение чтения пальчиковым театром. Это ориентировано на повышение интереса ребенка к произведению и улучшение его понимания прочитанного.
Семейные ценности, формируемые в ходе чтения художественной литературы
Знакомство с художественной литературой ориентировано на воспитание у ребенка семейных ценностей. При этом, воспитательное воздействие и приобщение к семейным ценностям оказывается и на самих родителей. Они постигают мир художественного слова вместе с детьми, анализируют поступки героев и приходят к пониманию правильности принятых решений и находят пути разрешения семейных проблем. Чтение книг сближает всех членов семьи. В ходе совместного чтения происходит воспитание у подрастающего поколения таких семейных ценностей, как:
- Уважение к родителям, старшим.
- Проявление заботы по отношению к близким и родным людям.
- Принятие на себя ответственности за свои действия и поступки и ответственности за счастье и здоровье своих родных.
- Воспитание навыков семейного сотрудничества и взаимодействия.
- Понимание основ построения семьи: честность, справедливость, трудолюбие, терпение, уважение, добросовестность, ответственность.
- Семейное благополучие – основа развития личности, семьи и всего общества.
- Формирование духовных и культурных ориентиров жизнедеятельности.
- Раскрытие творческого потенциала личности.
Книги помогают родителям дать понимание ребенку, что семья – ячейка общества и создание семьи – насущная необходимость каждого человека, а также, что в основе построения крепкой семьи лежит тяжелый труд.
Художественная литература воспитывает нравственное мышление и дает нравственную практику жизнедеятельности читателям.