Аутизм – это расстройство психики, характеризующееся дефицитом социального взаимодействия.
Выявленные у детей-аутистов нарушения в развитии являются пожизненными и оказывают значительное влияние на их восприятие окружающего мира.
Проявления аутизма
По данным статистики аутизм встречается у 2-4-х детей из 100 000, а в сочетании с умственной отсталостью у 20-ти из 100 000 (атипичный аутизм). Соотношение девочек и мальчиков, с выявленной патологией составляет один к четырем.
Аутизм может быть выявлен в любом возрасте, разная только лишь клиническая картина заболевания. В зависимости от возраста выделяют следующие типы аутизма:
- ранний детский аутизм (до 3-х лет);
- детский аутизм (с 3-х до 11-ти лет);
- подростковый аутизм (у подростков старше 11-ти лет).
Помимо указанной классификации, аутизм принято подразделять не только в зависимости от возраста ребенка, но и от психических сопутствующих отклонений, например: атипический аутизм, синдром Ретта, синдром Аспергера.
Диагноз ребенку с аутизмом чаще всего ставят в возрасте 2,5-3 лет. Это связано с тем, что именно в этом возрасте ярче всего проявляются речевые нарушения, замкнутость и ограниченность в социальном общении. Однако первые признаки аутизма начинают проявляться еще на первом году жизни ребенка. Данные признаки связаны с характерными особенностями поведения, особенно если ребенок в семье не один и родители начинают замечать «непохожесть» его поведения с другими детьми и сверстниками, буквально в первые месяцы жизни. В том случае, если ребенок первый в семье, то родители могут и не обратить внимания, на особенности поведения ребенка.
Однако аутизм может проявиться и значительно позже, в возрасте 5-ти лет. В этом случае уровень интеллекта ребенка будет значительно выше, чем у детей, аутизм которых проявился в возрасте 3-х лет. У ребенка сохраняются элементарные навыки общения, несмотря на то, что изолированность от общества доминирует. Когнитивные расстройства у ребенка выражены не значительно, довольно часто отмечается высокий коэффициент интеллекта.
Аутизм, при котором сохраняются когнитивные функции, называют синдромом мягкого аутизма или аутизмом Аспергера. Чаще всего он проявляется в возрасте от 4-х до 11-ти лет.
Необходимо так же отметить, что между первыми характерными проявлениями аутизма и точной постановкой диагноза существует определенный период. Это связано с тем, тем родители не всегда придают значение особенностям в поведении ребенка в раннем возрасте. Значение придается этим особенностям чаще всего, когда ребенок поступает в детский сад или школу. В процессе социализации признаки аутизма видны четче, не только во время взаимодействия со сверстниками, но и в поведении в группе (классе). Именно в этот период родители чаще всего впервые обращаются за помощью к специалисту.
Особенности поведения ребенка с аутизмом
Основными характеристиками поведения ребенка с аутизмом являются следующие явления.
Нарушение процесса взаимодействия с окружающими и социальных контактов – является основной характеристикой детей с аутизмом, встречается у всех детей-аутистов. Выражается в том, что дети с аутизмом «живут» в своем внутреннем мире, они избегают общения с окружающими, некоммуникабельны. Данная особенность является одной из тех, на которую родители обращают внимание в первую очередь, ребенок практически не просится на руки, он спокоен, у него слабая реакция на звук и свет, ребенок редко улыбается. Дети-аутисты не откликаются на имя, в связи с чем, родители могут даже обращаться к сурдологу, считая, что ребенок плохо слышит. Все эти особенности наиболее ярко проявляются в период поступления ребенка в детский сад. Ребенок пассивен, игнорирует окружающих, может проявлять агрессию или даже убегать и прятаться от общества.
Ограниченные интересы и особенности игр – пятая часть детей-аутистов игнорируют игрушки и различные виды игровой деятельности. Если у ребенка и есть интерес, то он только к одной конкретной игрушке, в которую он играет в однообразные игры. Так, грудничок может длительное время смотреть на игрушку, но при этом не брать ее и не просить. Ребенок по-старше может часами наблюдать за машинами на дороге, просматривать один и тот же мультфильм. Родителей и педагогов должно насторожить, что ребенку не надоедает это однообразие, а желание отвлечь вызывает недовольство.
Склонность к повторяющимся действиям (стереотипиям) – наблюдается у 80% детей-аутистов. Стереотипность проявляется не только в поведении, но и в речи. Чаще всего это однообразные движения головой, подергивание плечами или сгибание-разгибание пальцев.
Чаще всего отмечают следующие стереотипные действия у детей-аутистов:
- пересыпание мелких частей (песок, мозайка, крупы и т.д.);
- включение и выключение света;
- открывание и закрывание дверей;
- разрывание или разминание бумаги;
- напряжение и расслабление конечностей.
Стереотипы в речи – это повторение одних и тех же слов, звуков, словосочетаний. Повторение может быть, услышанного по телевизору или от родителей. Например, мама спрашивает: «Пойдем гулять?» Ребенок начинает повторять без остановки и чаще всего без эмоций и пауз: «Пойдем гулять, пойдем гулять, пойдем гулять….».
Нарушение вербального общения – различные виды и степени нарушения речи встречаются при всех формах детского аутизма. Речь у ребенка может развиваться с задержкой, либо вовсе не развиваться. Наиболее ярко расстройство речи проявляется в раннем детском аутизме, может протекать в виде мутизма – полного отсутствия речи. Так же речь может появиться, но затем пропасть на некоторое время, а иногда и на несколько лет.
Расстройства интеллектуальной сферы – встречаются у 75% детей с аутизмом. Проявляется в виде умственной отсталости или неравномерного умственного развития. У детей-аутистов отмечаются сложности в сосредоточенности, целенаправленности, усидчивости, абстрактном и символическом мышлении, логике.
Нарушенное чувство самосохранения – встречается у трети детей-аутистов, проявляется в виде аутоагрессии на различные неблагоприятные жизненные ситуации и отношения. Так как дети-аутисты не идут на социальный контакт, то чаще всего негативная энергия проецируется ими на самих себя. Проявляется в виде укусов себя, нанесение себе ударов и т.д.
Особенности походки и движений – иногда у детей с аутизмом наблюдается специфическая походка. Чаще всего они имитируют бабочку, ходя при этом на цыпочках и балансируя руками. Некоторые же передвигаются вприпрыжку. Также дети, страдающие аутизмом, могут ходить приставным шагом, раскачиваться во время ходьбы или ходить строго определенным особым маршрутом.