Значимость фонематического слуха в развитии устной и письменной речи
Фонетико-фонематическое нарушение (ФФН) – это нарушение процессов формирования произношения у детей, имеющих различные речевые расстройства, вызванные дефектами восприятия и произношения фонем.
Одним из основных показателей готовности ребенка дошкольного возраста к обучению в школе, является правильная речь. Это связано с тем, что на основе устной речи у детей формируется в дальнейшем письменная. Если ребенок страдает недоразвитием фонематического слуха, то у него может отмечаться нарушение чтения и письма (дисграфика, дислексия). Именно поэтому родители и специалисты уделяют большое внимание развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
Посредством целенаправленной и систематической коррекционной работы, направленной на исправление нарушений фонематического слуха и звуковой стороны речи, достигается преодоление ФФН.
Развитие фонематического слуха необходимо потому, что именно он является предпосылкой для последующего успешного овладения чтением и письмом. То есть, если родители и педагоги хотят, чтобы ребенок в процессе обучения избежал многих ошибок, ему необходимо в период дошкольного детства овладеть звуковым анализом и синтезом.
В свою очередь звуковой анализ и синтез основаны, на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука речи.
Становление и развитие фонематического слуха осуществляется поэтапно в рамках онтогенеза.
Этапы усвоение фонематической системы языка в онтогенезе:
Дофонематический (доязыковой) этап – период от рождения ребенка и до 6-ти месяцев, характеризуется отсутствием дифференциации звуков речи на слух. Ребенок воспринимает услышанное слово глобально и опознает его по общему звуковому «облику» с опорой на интонацию и ритм.
Фонематический этап – подразделяется на несколько подэтапов:
- начальный (от 6-ти месяцев до 2-х лет) – у ребенка активно развивается понимание речи, но при этом он не различает правильное или неправильное произношение, звукопроизношение собственной речи искажено;
- период от 2-х до 4-х лет – характеризуется тем, у ребенка значительно развиты реакции на речевые и неречевые звуки, он уже может их различать по фонематическим признакам, звукопроизношение собственной речи остается несовершенным;
- возраст 4-х лет – у ребенка с нормой развития, в этом возрасте фонематический слух сформирован, развита критика к правильности чужой и собственной речи, ребенок способен на слух различать все фонемы языка;
- возраст 5-ти лет – отмечается сформированность отдельных звуков и слов, ребенок способен не только правильно слышать, но и произносить;
- заключительный этап (возраст 6-7 лет) – у ребенка наступает осознание звуковой стороны слова.
Таким образом, от развития фонематического слуха зависит успешность формирования всей фонематической системы ребенка, а в последующем и процесс овладения устной и письменной речью.
Работа по формированию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН
Фонематический слух – это первая ступень в овладении ребенком дошкольного возраста звуковым анализом и грамотой.
В том случае, если у ребенка с ФФН отмечается нарушение звукопроизношения, то это указывает на низкий уровень развития фонематического слуха и восприятия.
В настоящее время у детей с ФФН принято выделять несколько состояний, имеющих разные проявления и характеристики.
Состояния ФФН у детей старшего дошкольного возраста:
- Сложности в осуществлении анализа звуков, произнесенных с нарушениями.
- При достаточно хорошо развитой артикуляции нарушения, проявляющиеся в не различении звуков, которые относятся к разным фонетическим группам.
- Невозможности определить наличие звуков и их последовательность в слове.
- Наличие таких характерных для ФФН признаков, как нечеткая дикция, общая смазанность речи, задержка в формировании словаря и грамматического строя речи. Нарушения в формировании грамматического строя речи проявляются в виде ошибок в падежных окончаниях, согласованности числительных и прилагательных с существительными, употреблении союзов и предлогов.
Коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ФФН представляет собой целенаправленную и последовательно реализуемую систему действий. Данная система включает коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического слуха и подготовку к обучению грамоте.
Наибольшее значение имеет формирование у детей с ФФН фонематического слуха. В первую очередь у детей развивают слуховое внимание и слуховую память. Ребенок должен слышать собственную речь и уметь сравнивать ее с речью окружающих людей. Здесь очень важно, чтобы все, кто окружают ребенка с ФФН, имели правильно произношение. Кроме того, ребенок должен уметь контролировать собственное произношение. Это достигается им поэтапно.
Этапы работы с детьми старшего дошкольного возраста с ФФН по развитию фонематического слуха:
- Формирование умения узнавать разнообразные неречевые звуки.
- Формирование умения различат высоту, силу и тембр голоса.
- Формирование умения различать слова, которые близки между собой по звуковому составу.
- Развитие навыка дифференциации фонем и слогов.
- Развитие навыка осуществление элементарного звукового анализа слова.
В настоящее время в логопедии разработаны и успешно применяются разнообразные специальные упражнения, которые направлены на формирование у детей старшего дошкольного возраста фонематического слуха. Упражнения подразделяются в зависимости от этапа работы с ребенком. То есть, для каждого этапа разработан специальный комплекс упражнений.
Осуществляя, с детьми с ФФН, работу по развитию фонематического слуха необходимо относиться к данным упражнениям серьезно и осуществлять подготовку к ним и последующее проведение ответственно. Каждое занятие должно быть не только полезно, но и привлекательно для ребенка, формировать у него интерес на последующую коррекционную работу.