Специфика формирование словарного запаса у ребенка с ОНР
Общее недоразвитие речи (ОНР) - это нарушение речевых функций ребенка, связанных со звуковой стороной речи при сохранении нормального функционирования всех остальных процессов и систем организма.
При ОНР у ребенка наблюдается наличие нормально развитого слухового восприятия и сохранение всех интеллектуальных функций. Однако, звуковая сторона речи оказывается полностью или частично нарушенной.
Спецификой проявления речевых отклонений при общем недоразвитии речи являются следующие признаки:
- Малый объем словарного запаса ребенка;
- Несбалансированность объемов активного и пассивного словаря;
- Неспособность употреблять слова в точном значении;
- Вербальные парафазии;
- Нарушение семантической структуры речи;
- Сложности с актуализацией словаря;
- Замена слов, которые употребляются в речи нечасто, на другие;
- Ошибочное применение обобщающих слов;
- Объем активного словаря не соответствует возрастному этапу развития ребенка.
Рисунок 1. Особенности речи детей с ОНР. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Речевые нарушения неразрывно связаны с процессами психического развития ребенка, его моторными функциями, мышлением. У детей с общим недоразвитием речи наблюдается нарушение ассоциативного мышления. Именно оно влечет за собой возникновение речевых дефектов. Ассоциации, как правило, носят немотивированный характер.
Нарушение ассоциативного мышления приводит к сбоям в семантической структуре речи – нарушениям семантических полей. Они отражают наличие смысловой связи между словами речи. Если эти связи нарушены, то смысл сказанного искажается и теряется связь и зависимость между объектами и процессами, о которых идет речь.
Семантические поля у детей с ОНР формируются особенно сложно при выделении ядра семантического поля и его структурных компонентов. Каждое семантическое поле имеет ядро. Она представлено в виде конкретного понятия, представленного в словесной форме, вокруг которого происходит формирование лексики.
Поскольку, ассоциации ребенка недостаточно развиты, то семантические поля характеризуются малым объемом. Это выражается в виде нарушения смысловой структуры речи.
Ограниченность словарного запаса ребенка вызывает препятствия в построении ребенком коммуникативных речевых связей, а также ограничивает когнитивные возможности ребенка. В этой связи, расширение словарного запаса и лексической стороны речи имеет огромное значение для общего развития ребенка.
Ребенку с ОНР требуется специальная коррекционная логопедическая терапия, ориентированная на формирование ассоциативного мышления и параллельное расширение словарного запаса.
Обогащение словарного запаса за счет развития семантической структуры речи
Роль слова в жизнедеятельности ребенка достаточна огромна. Дети, имеющие ограниченный словарный запас, оказываются неспособными к составлению простых предложений, не умеют отвечать на вопросы и сталкиваются с развитием сложностей в общении со сверстниками и взрослыми.
Для развития словаря ребенка, актуально использование методики семантических полей. Она представляет собой комплекс ассоциаций, которые возникают у ребенка в отношении какого-то слова. Эта технология помогает развитию ассоциативных связей между речевыми компонентами и отдельными словами, что активизирует работу активного словаря ребенка и способствует его расширению.
Методика семантических полей предполагает организацию коррекционной работы в следующих направлениях:
- Расширение словарного запаса вместе с развитием представлений об объектах и процессах окружающего мира;
- Уточнение смысловых значений слов;
- Развитие представлений о семантической структуре слова;
- Ориентация на развитие активного словаря ребенка: перевод слов из пассивного словаря в активный, умение быстро находить в своем словаре нужное слова для его использования в речи;
- Развитие ассоциативных связей между словами и формирование ассоциаций вокруг отдельных слов;
- Формирование лексической структуры родного языка.
Формирование объемного семантического поля т.е. большого количества ассоциаций к данному слову, оказывается достаточно сложным для ребенка с ОНР. Первоначально ребенок способен сформировать одну-две ассоциации. Коррекционная работа ведется постепенно, переходя от простого к сложному. Коррекционная работа проходит в несколько стадий:
- Обучение ребенка построению семантического поля небольшого объема, связанного с конкретной ситуацией.
- Расширение семантического поля за счет подбора к, уже имеющимся словам, родственных слов и слов, характеризующих действие объектов т.е. словарь расширяется глаголами.
- Расширение семантического поля за счет подборок слов, характеризующих признаки предметов т.е. словарь расширяется прилагательными.
- Расширение семантического поля за счет подборки слов синонимов, антонимов, омонимов, смежных и обобщающих слов.
Такая методика позволяет сформировать у ребенка словарь большого объема, а главное, – обогащенного смысловым содержанием.
Применение игр в коррекционной терапии
Формирование семантических полей, ориентированных на расширение словарного запаса ребенка реализуется за счет применения разнообразных игр. К ним относятся:
- Игры с родственными словами. Дети учатся находить слова с идентичным корневым смыслом за счет преобразования форм слов приставками, суффиксами, окончаниями. Дети подбирают родственные слова по специальной схеме.
- Игры, направленные на формирование синонимов. Детям дается три слова, два из которых являются приятелями т.е. синонимами, а третье необходимо исключить.
- Игры, направленные на формирование антонимов. Детям предлагается поиграть в «слова – неприятели». Они находят к каждому слову его «неприятеля» т.е. слово с противоположным значением. Немного позднее, детям предлагаются более сложные игры, в которых им необходимо найти ошибки в словах или фразах и исправить ее.
- Игры, направленные на формирование омонимов. Здесь, дети обучаются нахождению смысла многозначного слова. Для этого, можно организовать путешествие по лесу или прогулку по парку, где ребенок узнает, что лисичка может быть, как животным, так и грибом, что лист растет на дереве и на листе бумаги можно рисовать и т.д.
- Игры, направленные на формирование связей между словами. Здесь дети учатся подбирать к словам глаголы, эпитеты, прилагательные, дополнять фразы и предложения, недостающими словами.