Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Самооценка ребенка – это отношение ребенка к самому себе, своим субъективным возможностям и способностям, чертам характера, поступкам и качествам личности.
Обучение в школе предполагает полное изменение всего уклада жизни ребенка. Он приступает к учению, и значимость этой деятельности оценена всеми окружающими. Учебной деятельностью ребенок ставится в новую позицию относительно взрослых и сверстников.
Эльконин Д.Б. отмечал, что учебная деятельность – ведущая для младших школьников, так как является общественной по своему содержанию и осуществлению.
Также учеба в школе предполагает систематическое и непременное выполнение правил, которым должен подчиняться ученик. Необходимость совместной деятельности ученика с учителем в школьной жизни регламентирует их взаимоотношения.
Из-за смены игровой деятельности на учебную, у младших школьников отмечается наступление критического возраста – кризиса семи лет.
Выготский Л.С. видел психологическое значение кризиса 7 лет в том, что после потери непосредственности деятельности, ребенок получает свободу действий в наличной ситуации, обусловленной произвольностью и опосредованностью его психической жизни. Он осознает и понимает свои переживания, у него формируется способность обобщать собственные переживания. Благодаря вовлечению в школьную жизнь, идет расширение круга интересов и социальных контактов ребенка, общение с ровесниками и взрослыми становится произвольным.
Центральное новообразование периода – потребность социального функционирования. Ребенок стремится занять социальную позицию – школьника.
Выготским Л.С. выделено несколько особенностей, характеризующих кризис семи лет:
- переживания обретают смысл, благодаря чему у ребенка формируется новое отношение к себе, которое было невозможным до обобщения всех переживаний;
- в кризис семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение и логика чувств. Это значит, что если с ребенком много раз происходила какая-то ситуация, у него возникает аффективное образование, характер которого так же относится к единичному переживанию, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию.
Психоэмоциональной сфере детей 7-10 лет характерна любознательность, живой интерес ко всему яркому и новому. Эти черты сочетаются со стремлением многому подражать или копировать без достаточно критического отношения к объекту внимания, в связи с чем личный пример родителей, их нравственное и эстетическое воздействие на ребенка имеют исключительно важное воспитывающее значение.
Иными словами, именно во время учебы в начальных классах, закладывается фундамент самооценки личности. В этом процессе, безусловно, важная роль отведена оценкам педагогов, родителей и одноклассников.
Методы формирования самооценки младших школьников
На каждом этапе развития существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности оказывает самооценка. Нормальная самооценка придает человеку уверенность в своих силах, позволяет успешно ставить и достигать карьерные цели, творческие и личные цели, развивает инициативность, предприимчивость и адаптируется к условиям разных соцумов.
Чтобы у младшего школьника формировалась адекватная самооценка, учителю необходимо задействовать разные источники и механизмы. Например, обратную связь со стороны других людей – мнения, отношения и оценки, которыми другие люди делятся с ребенком. Они могут быть выражены позитивными и негативными словами, ласковым касанием или легким ударом.
При формировании уверенной в себе личности, педагог должен принимать во внимание два основных принципа:
- принцип меры;
- принцип системы.
Основа принципа меры – то, что любое личностное качество хорошо в определенной степени развития. Несоблюдение данного принципа чревато тем, что у ученика появится завышенное самомнение и некритичность к себе, то есть, он будет видеть только свои достоинства, не замечая недостатков, поэтому будет считать, что ему не надо заниматься самосовершенствованием.
Принцип системности предполагает целенаправленное формирование личности, в соответствии с проектом, индивидуальным для каждого человека, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности – самооценку, темперамент, уровень тревожности и притязаний.
Возможность оценивать себя положительно предоставляют:
- игры;
- различные действия с предметами;
- исследование и экспериментирование;
- прослушивание музыки и сказок;
- беседы об услышанном, рассказанном и прочитанном;
- возможность задать вопрос и сделать выбор.
В младших классах дети очень любят играть. В игровых действиях они могут наблюдать, исследовать, открывать и оценивать то, что они знают и могут сделать самостоятельно. Если в игре дети получают поддержку и поощрение со стороны взрослых, то они становятся увереннее, их самооценка повышается.
Также значительную роль в повышении самооценки детей и развитии его уверенности в себе играет возможность сделать выбор. Необходимо создавать ситуации, в которых ребенок может принимать решение. Выбор позволяет ребенку:
- чувствовать себя понятым и принятым;
- развивает положительное отношение к себе;
- научиться выражать свой выбор;
- понимать важность умения слушать и говорить.
Таким образом, чтобы развить адекватную самооценку у младшеклассников, учитель должен выполнять следующие рекомендации:
- методически правильно выстраивать оценочную деятельность, что поможет детям понимать положительные и отрицательные качества собственной деятельности;
- ставить ребенка перед выбором. Это наиболее важное педагогическое условие становления детской индвидуальности. Когда учитель предлагает ребенку совершить осознанный и желанный выбор, он помогает ему в формировании его неповторимости и уникальности;
- проводить релаксационные игры и упражнения. Это помогает снимать мышечное напряжение, полностью или частично расслабляет организм, укрепляет нервную систему;
- проводить специализированные игры и тренинги, которые способствуют развитию самооценки.