Понятие многозначности
Многозначность – это наличие у одного слова нескольких значений, не связанных между собой, которые возникают обычно в результате развития изначального значения этого слова.
В процессе работы с многозначными словами следует обращать внимание детей на несколько моментов:
- лексическое значение многозначных слов;
- определение сходства предметов, которое дает возможность называть разные объекты одним словом;
- использование наглядности – картинок, предметов, демонстрация действий;
- обязательное закрепление многозначных слов во фразах или словосочетаниях.
Знание большого числа значений многозначных слов помогает ребенку не только понять смысл услышанного, но и при школьном обучении применять орфографические правила. Расширение привычных связей слов, которые придают им новые значения, дает возможность сделать детскую речь выразительнее, богаче и гибче. Также усвоение переносных значений слов – базис понимания смысла пословиц и поговорок, различных фразеологических оборотов, которых так много в русском языке. Если ребенок не понимает значения слов, то понимание изучаемого материала затрудняется. Например, анализируя текст, ребенок встречает словосочетание «золотой характер», он может понять его в контексте материального богатства человека, а это вызовет непонимание смысла текста.
Формирование у младших школьников понятия многозначности слов проводят по нескольким направлениям:
- расширение объема словаря вместе с расширением представлений об окружающей действительности, формирование высших психических функций, к которым относят мышление, восприятие, представления, память, внимание и пр.;
- уточнение лексических значений слова;
- активизация словаря, совершенствование процесса поиска слова, перевода слова из пассивного словаря в активный.
Чтобы помочь дошкольнику усвоить многозначность слов, необходимо базироваться на принципе наглядности, направляя деятельность ребенка на исследование значений слов на примере картинок, предметов, пословиц, фразеологизмов, вырабатывать желание использовать данные слова в повседневной жизни.
Усвоение многозначных слов
Показателем истинного усвоения понятий является использование их в новых условиях, но именно в процессе использования понятий ребенок более успешно ими овладевает.
Усвоение – это приобретение индивидом общественно-исторического опыта, в процессе которого он овладевает социальными значениями предметов и способов действия с ними.
Каждый вновь усваиваемый предмет или явление должны подкрепляться словом. Появление чего-либо нового требует слова, которое будет его обозначать, уход от употребления какого-либо предмета или явления, так или иначе вызывает постепенное забывание слова, которое его обозначало.
Усвоение предполагает:
- слово становится своим, привычным;
- утверждение слова в своем сознании через его разбор.
Критериями эффективности усвоения выступают качество, прочность и скорость.
Структура процесса усвоения
Чтобы успешно усвоить многозначные слова, необходима правильная организация работы по восприятию, осмыслению и запоминанию.
Создавая условия для успешной организации восприятия многозначных слов, необходимо вести учет опыта детей и имеющихся знаний. Знакомство с новыми значениями слов затрудняется в связи с тем, что у младших школьников практически отсутствует, нет должного культурного уровня и языкового чутья. В связи с чем для работы на уроках в начальной школе необходим тщательный подбор языкового материала, начинать работу с многозначностью следует с известных, часто встречающихся слов. До включения новых, неизвестных значений проведение работы по обогащению жизненного опыта детей, обращая внимание детей на использование разных значений слова.
Чтобы выработать «языковое чутье», необходимо приобщать младших школьников к лучшим произведениям художественной литературы. Не имея образцов языка, не слушая или не читая, невозможно воспринимать и понимать значения слов и их оттенков.
Чтобы успешно воспринимать многозначные слова, требуется включиться в процесс восприятия разнообразных анализаторов, особенно слуховых, зрительных и тактильных, включая демонстрацию картинок, восприятие слова на слух, в контексте, изображение на рисунках.
Младшим школьникам характерна эмоциональность, поэтому, чтобы ими успешно воспринималась многозначность, необходимо создание эмоционального фона. Возможно применять технические средства – мультипликацию, аудиозаписи, инсценировки веселых стишков и игровые ситуации.
Необходимые условия успешного восприятия – включение в процесс восприятия практических и умственных действий, в связи с чем хорошие результаты приносит работа с карточками и с толковыми словарями.
Правильная организация восприятия материала во многом помогает обеспечивать его понимание и осмысление. Чтобы успешно осмысливать, необходимо включение новых знаний в систему ранее усвоенных, осуществляя практическую деятельность.
На уроках у младших школьников в процессе изучения многозначных слов эффективным является использование проблемных ситуаций, активизирующих мыслительную деятельность школьников, в процессе которых дети самостоятельно объясняют новые значения. Один такой прием – юмористические картинки, например, нос девочки и нос лодки. Необходимо отметить, что у младших школьников только идет заложение основ понятийного, то есть теоретического мышления, в связи с чем овладение пониманием новых значений слова является для ребенка затруднительным. Младшие школьники могут использовать несколько значений наиболее известных слов, но глубина понимания истинного смысла у них отсутствует. Особенно это затрагивает глаголы (стоят люди или стоят часы). Такой материал присутствует в больших количествах в художественных текстах, в связи с чем, анализ слов из прочитанного текста и разграничение их значений является основой работы над многозначностью в начальной школе. Также для работы во время урока необходимо отбирать слова, доступные для понимания детьми.