Культурно-гигиенические навыки – это важная составляющая культуры поведения, включающая доведенное до автоматизма умение соблюдать правила личной и общественной гигиены, а также общепринятые нормы поведения в быту и общественных местах.
Формирование культурно-гигиенических навыков необходимо начинать с раннего возраста. Только в этом случае, их соблюдение станет крепкой привычкой и основной жизнедеятельности человека.
Данные навыки необходимы каждому человеку. Они позволяют сохранить здоровье подрастающего поколения и привить ему основы культурных взаимоотношений.
Основные цели и задачи формирования культурно-гигиенических навыков
Развитие культурно-гигиенических навыков у ребенка дошкольного возраста напрямую связано с его этическим развитием. Параллельно с навыками гигиены и формированием культурных основ поведения происходит развитие нравственных свойств личности.
Ребенок младшего дошкольного возраста стремится подражать поведению взрослых. Поэтому он повторяет действия родителей. Кроме того, ребенок желает, чтобы его похвалили, и это желание выступает первостепенным мотивом его деятельности по усвоению гигиенических норм и основ культурного поведения.
Чтобы гигиенические навыки были усвоены необходимо создать оптимальную обстановку для этого. В этой связи, дошкольное воспитательное учреждение тщательно планирует свою деятельность, формирует четкий режим дня и правила выполнения различных видов детской деятельности.
Эффективное усвоение культурно-гигиенических норм поведения реализуется посредством постановки и достижения ряда задач:
- Развитие навыков выполнения простейших действий во время еды, купания и иных бытовых действий;
- Закрепление привычки контролировать свой внешний вид: выглядеть опрятным и аккуратным, носить чистую одежду, умывать лицо и мыть руки, чистить зубы, правильно пользоваться расческой, всегда иметь с собой носовой платок;
- Развитие умений пользоваться столовыми приборами и соблюдать элементарные правила этикета: не чавкать, не разговаривать во время еды, тщательно пережевывать пищу, желать «приятного аппетита» соседям по столу;
- Пропаганда здорового образа жизни путем проведения бесед о ценности здоровья;
- Развитие у детей потребности в соблюдении навыков гигиены и опрятности в жизнедеятельности;
- Формирование сотрудничества с родителями в отношении привития гигиенических норм поведения своим детям;
- Обогащение предметно-развивающей среды группы младших дошкольников;
- Оснащение дошкольного учреждения литературой, касающейся гигиены, ее правил и норм;
- Разработка методических рекомендаций по воспитанию культуры поведения и соблюдению гигиенических правил детьми дошкольного возраста;
- Проведение консультаций родителям по вопросам привития детям гигиенических основ поведения.
Оптимальным возрастом для усвоения культурно-гигиенических основ поведения является младший дошкольный возраст. Именно в этот период мышление ребенка является наиболее гибкими и пластичным, готовым к восприятию любой новой информации.
Специфика формирования культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте
Развитие культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте происходит на ровне с формированием волевых качеств ребенка. Это обусловлено тем, что ребенок не имеет стремления выполнять какие-то действия качественно, доводить начатое до конца. Все действия для него сопряжены с приложением разной степени усилий. Чтобы полноценно выполнить какое-то действие, ребенку необходимо приложить волевые усилия.
Формированием основ гигиены ребенка, сопряжено с привитием культурного поведения. Дети с детства обучаются его основам в бытовой жизнедеятельности: культурное поведение за столом, соблюдение аккуратности во всех делах, уважение к старшим, привлекательность внешнего оформления блюд и их расстановки. Все это закладывает основы культурного поведения и выполнения норм гигиены подрастающего поколения.
В младшем дошкольном возрасте, развитие культурно-гигиенических навыков имеет свои особенности. Они проявляются в следующем:
- Применение игровых методов в развитии данных навыков.
- Формирование навыков гигиены и культурного поведения закладывается в двустороннем направлении: работа по освоению навыков детьми, и работа с родителями, ориентированная на осознание ими значимости развития данных навыков и повышение педагогической компетентности в этом направлении.
- Доступность, увлекательность, наличие мотивов в процессе развития навыков у младших дошкольников. К каждому воспитаннику нужно подходить индивидуально.
- Навыки сформируются более эффективно и быстро в том случае, если они будут развиваться последовательно, переходя от более простых действий к сложным и, ориентируясь имеющийся у ребенка опыт того или иного направления деятельности.
- В младшем дошкольном возрасте, ребенок должен четко усвоить, когда ему необходимо мыть руки – перед едой, после улицы, после того как потрогал животное, просто испачкал. Это касается и иных гигиенических норм.
- Развитие и совершенствование навыков аккуратного употребления пищи и поддержания опрятности во всех направлениях деятельности.
Применение информационно-коммуникативных технологий в формировании культурно-гигиенических навыков
Информационно-коммуникативные технологии – это современные средства и методы, применяемые в воспитании и обучении, базирующиеся на применении компьютерной техники, интернет-технологий, информационных ресурсах.
Применение данных технологий позволяет проводить физкультминутки, включая музыку на ПК или музыкальном центре, прослушивать аудиосказки, демонстрировать детям наглядные модели и образцы поведения, посредством применения интерактивной доски и создания презентаций, применять игровой планшет.
Информационные технологии позволяют создавать в процессе воспитания игровые презентации разных тематик: чистота-залог здоровья, прочь грязнули, общение с предметами личной гигиены.
Данные технологии открывают возможности представления детям наглядной информации с бумажных носителей на большом экране, что увеличивает модели, делает их более объемными и доступными для восприятия.