Задачи эстетического воспитания во время занятий физической культурой
Интерес к прекрасному у человека наблюдается с древних времен. В глубокой древности, люди стремились к красоте. Именно поэтому красота до сих пор отождествляется с чем-то естественным и природным. Естественная красота – это пропорции, симметрия, сочетание цвета, грация, пластичность и т.д. В древности люди выделяли красоту только лишь в природе (красочный заказ, красивое дерево или птица, журчание ручья, ракушки, камушки и т.д.). С течением времени люди стали выделять и тянуться к красоте в своем теле. На сегодняшний день уделяется большое внимание эстетике в области физической формы тела, что приводит к популяризации занятий физической культурой и спортом. Тем самым физическая культура и спорт выступают как одно из средств эстетического воспитания личности.
Эстетическое воспитание предполагает формирование у человека восприятия и отклика на прекрасное, умение находить его в разнообразных проявлениях, окружать себя красотой и стремится к искусству в целом.
Эстетическое воспитание находится во взаимосвязи со всеми сторонами воспитания, в том числе и с физической культурой. В процессе занятий физической культурой создаются благоприятные условия для эстетического воспитания ребенка. Это связано с тем, что во время выполнения физических упражнений формируется красивая осанка, происходит гармоничное и пропорциональное развитие всего тела, развивается изящность движений. Именно это способствует воспитанию эстетических вкусов и чувств, а также представлений о том, как должен себя «держать» человек в обществе. Помимо этого, занятия физической культурой способствуют возникновению положительных эмоций, оптимизма и жизнерадостности.
Связь эстетического и физического воспитания основана на единении их цели – формирование личности ребенка, совершенствование его физической формы, которая является составляющей частью эстетики человека.
Во время решения задач физического воспитания одновременно решается и ряд эстетических задач:
- Развитие эстетического вкуса и эстетических чувств, которые проявляются в процессе выполнения физических упражнений.
- Формирование верного понимания внутренней и внешней красоты человека.
- Формирование представлений о единстве этического, эстетического и нравственного.
- Становление понимания физического совершенствования как фундамента гармоничного развития личности ребенка.
- Понимание и восприятие красоты спорта, спортивных зрелищ, традиций и т.д.
Для достижения общей цели и решения задач эстетического воспитания в процессе занятий физической культурой педагог (тренер) должен обладать необходимыми знаниями и разбираться в особенностях эстетического воспитания личности.
Средства и методы эстетического воспитания в процессе занятий физической культурой
К средствам эстетического воспитания в процессе занятий физической культурой относятся:
- Использование в процессе физических занятий разнообразных приемов и упражнений, при выполнении которых учитель или тренер указывает на моменты прекрасного.
- Проведение спортивных праздников и выступлений, которые сами по себе несут в себе множество эстетических моментов, основанных на красивых выступлениях спортсменов, красивых спортивных костюмах, оформлении и т.д.
- Природные и гигиенические условия проведения занятий физической культурой. Особенно актуальны занятия на природе (пробежки, плавание и т.д.).
- Специальная обстановка во время занятий физической культурой – музыкальное сопровождение с использование произведений искусства.
Данные средства должны использоваться не по отдельности, а в совокупности, только тогда можно говорить об эффективно организованном воспитательно-образовательном процессе, имеющем своей целью не только физическое воспитание, но и эстетическое.
К методам эстетического воспитания, в процессе занятий физической культурой, относятся:
- Эмоционально-выразительное объяснение (образное слово) порядка выполнения физических упражнений,
- Технически совершенный и эмоционально-выразительный показ выполнения упражнения.
- Собственный пример, вдохновляющий на поступки и действия.
- Приучение к красоте в двигательных упражнениях и в целом при занятиях физической культурой.
Для того, чтобы данные методы были действенными педагогу (тренеру) необходимо обладать специальными знаниями и умениями в области методологии. Необходимо понимать не только методологию физического воспитания, но и достаточно хорошо разбираться в методологии эстетического воспитания.
Компоненты эстетического воспитания в процессе занятий физической культуры
К основным компонентам эстетического воспитания в рамках занятий физической культурой относятся:
- Сформированные эстетические представления о красоте во время выполнения физических упражнений и занятиях спортом. Данные представления являются предпосылкой к полноценному восприятию эстетических проявлений в их многообразии.
- Устойчивая эстетическая оценка критериев проявления прекрасного в физической культуре и спорте.
- Эстетический вкус. Именно сформированный эстетический вкус свидетельствует о духовном богатстве личности. Хорошо развитый вкус оказывает влияние на восприятие, освоение и оценки красивого и безобразного в окружающей действительности.
- Эстетика деятельности. Данный компонент выражается во внешнем виде, культуре поведения, поступках и т.д.
- Эстетическое восприятие реальной действительности. В рамках занятий физической культурой, формирование эстетического восприятия окружающей действительно возлагается на учителя (тренера). Во время занятий формирование и развитие данного компонента является неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса.
Все обозначенные компоненты должно постоянно развиваться и совершенствоваться в процессе эстетического воспитания и обучения.