Направления эстетического воспитания в рамках библиотеки
Эстетическое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания ребенка, как полноценного члена общества. Именно эстетическое воспитание способствует обогащению чувственного опыта и эмоциональной сферы ребенка, оказывает большое влияние на познание нравственной стороны окружающей действительности, значительно повышает познавательную активность ребенка.
Эстетическое воспитание ребенка необходимо начинать с первых дней его жизни. В раннем детстве основу эстетического воспитания ребенка и развития его кругозора составляют книги. Тем самым ребенок не только получает первичные знания, но и приобщается к красоте и богатству художественного слова. Книга значительно обогащает духовный мир ребенка. Чтение сказок, стихотворений, загадок и т.д. необходимо осуществлять и в семье, и в ДОО, и продолжать это делать в школе.
Невозможно в рамках семьи или учебного заведения собрать необходимый и разнообразный запас книг, данная функция возлагается на библиотеки.
Библиотека – это своеобразный мир, который способствует развитию у каждого ребенка творческой индивидуальности. Эстетическая деятельность ребенка в рамках библиотеки состоит не только в процессе восприятия и оценки художественных произведений, но и в создании красоты своими собственными руками.
В библиотеке ребенок не только может ознакомиться с разнообразными художественными произведениями, но и поучаствовать в выставках, конкурсах, акциях, оказать разнообразную посильную помощь (подклеивать книги, вытирать пыль и т.д.). Все это способствует полноценному эстетическому воспитанию ребенка. Работа библиотеки по направлению нравственного воспитания осуществляется совместно с учебными заведениями и осуществляется в следующих видах:
- Информационное обеспечение деятельности всех звеньев системы обучения и воспитания детей.
- Использование их возможностей для целенаправленной пропаганды литературы, искусства и самой библиотеки.
На сегодняшний день существует ряд проблем, которые стоят перед библиотеками, особенно не большими. Данные проблемы связаны с тем, что им не придают должного значения в осуществлении воспитательной работы с детьми. Однако именно библиотека выполняла, и продолжает выполнять, роль своеобразного «моста» между двумя культурами «высокой» и «массовой». Библиотека остается одним из наиболее универсальных, и по-настоящему открытых социальных институтов эстетического воспитания, доступных всем слоям населения.
Возможности библиотеки как источника эстетического воспитания
Возможности библиотеки в эстетическом воспитании уникальны и имеют ряд преимуществ перед иными культурными учреждениями:
- Библиотека имеет ряд благоприятных условий, которые обеспечивают комплексное воздействие на эстетическое развитие личности. Это и большое количество классических и современных художественных произведений, возможность организации разнообразных тематических выставок и т.д.
- В отличие от иных институтов, библиотека не пропагандирует какой-то один вид искусства, ее деятельность направлена на развитие эстетического вкуса во всех направлениях.
- Библиотека организует привлечение читателей по всем видам эстетической деятельности, которую она может организовать в рамках своего учреждения.
- Работа библиотеки направлена на работу с личностью каждого читателя. Библиотекари знают всех своих читателей, их вкусы и предпочтения.
Современная библиотека имеет в своем арсенале не только книги в их обычном представлении, но иные современные носители информации, имеющей эстетическое значение.
Помимо содержания библиотеки, эстетическую направленность имеет и оформление помещения библиотеки. Довольно часто – это не просто помещение с полками книг, а красиво оформленные стенды, которую несут в себе разнообразную эстетическую информацию. Оформление стендов чаще всего тематическое и приурочено к разным событиям в сфере искусства. Кроме того, многие библиотеки украшены цветами, которые также оказывают положительное влияние на развитие эстетического вкуса. Оформление библиотек осуществляется не только внутри, но и снаружи – это разнообразные иллюстрации, роспись под книжную полку, портреты авторов и т.д. на фасаде здания.
Таким образом, библиотека имеет большие возможности в плане эстетического воспитания. Данные возможности используются работниками библиотеки по максимуму, они стараются разнообразить не только книжный фонд, но и внутреннее оформление помещения.
Формы работы библиотеки по эстетическому воспитанию
Различают следующие формы работы библиотеки, имеющие эстетическое направление:
- Презентации. Организуются чаще всего для преставления новой книги. На презентацию может быть приглашен автор или ответственный редактор, которые рассказывают о том, как писалась книга, в чем была трудность, что послужило музой и т.д.
- Выставки. Различают разные виды выставок: выставка-игра, выставка-дискуссия, выставка-вернисаж и т.д. Цель выставки может быть самая разная – знакомство с новой книгой, автором и т.д. А так же выставки могут быть приурочены ко дню рождения писателя, времени года («Осень в стиха», «Краски зимней природы» и т.д.), различным праздникам (Масленница, Новый год и т.д.), прикладное творчество народов мира и т.д.
- Вечера. Так же, как и выставки могут быть разных видов: вечера-диалоги (на определенную тему), вечер-портрет (посвященный какому-либо писателю), вечера-поэзии (наиболее распространенная форма, посвящаются творчеству как отечественных, так и зарубежных авторов).
- Литературно – поэтические объединения (клубы) объединяются при библиотеке вокруг творчески одаренных любителей искусства.
- Бенефис читателя – это представление библиотекой в театрализованной форме одного из читателей, личность и творчество, которого были бы интересны с точки зрения эстетики.