Необходимость проведения экспертизы образовательных программ
Экспертиза образовательных программ – это процедура проверки качества образовательных программ: их содержания и составных компонентов, условий реализации, учебного плана деятельности.
Экспертиза образовательных программ является процедурой консалтингового сопровождения всех компонентов образовательной программы: начиная от ее составления, планирования и, завершая оценкой условий ее реализации, методического обеспечения и составленных на ее основе рабочих программ отдельных педагогов.
Независимая экспертиза является необходимым условием составления качественных образовательных программ на разных уровнях обучения и залогом их продуктивной практической реализации в образовательном процессе.
Проведение экспертизы образовательных программ обусловлено следующими обстоятельствами:
- Проверка соответствия образовательной программы законодательству;
- Проверка соответствия структуры образовательной программы требованиям, прописанным в Федеральных стандартах - ФГОС;
- Проверка рациональности содержательного аспекта образовательной программы;
- Соблюдение организационных условий реализации образовательных программы на конкретных уровнях и этапах обучения;
- Предоставление в ходе экспертизы полной информации об освоении образовательной программы;
- Объективность оценки образовательной программы и итогов ее усвоения учащимися с учетом специфики реализации системно-деятельностного подхода.
Целевое назначение проведения экспертизы образовательных программ всех уровней образования
Проведение экспертизы образовательных программ всех уровней образования нацелено на отбор рациональных программ и их внедрение в образовательную практику. Предполагается выбор продуктивных программ для массового обучения учащихся общеобразовательных школ, воспитания дошкольников и освоения различных специальностей на среднем профессиональном и высшем образовательном уровне.
А уровне органов управления образованием, экспертиза образовательных программ связана с методом формирования информационной базы для принятий управленческих решений т.е. формированием образовательных программ, отвечающих современным социальным реалиям, социальному заказу, направлениям образовательной политики.
Исходя из целевого назначения проведения экспертизы образовательных программ, можно выделить следующие основные задачи ее реализации:
- Принятие решения руководством учебного заведения о выборе конкретной образовательной программы, которая будет положена в основу проектирования собственной;
- Продвижение авторских образовательных программ на рынке образовательных услуг;
- Разработка методических основ образовательной деятельности на разных уровнях и этапах обучения, исходя из структуры и содержания образовательных программ;
- Продуктивное прогнозирование итогов реализации образовательной деятельности за конкретный временной период;
- Выявление потенциала развития образовательной деятельности конкретного учреждения, образовательного процесса на определенном этапе обучения.
Показатели оценки образовательных программ
При проведении экспертизы образовательных программ используются следующие показатели ее оценки:
- Показатели оценки образовательной программы в целом.
- Показатели оценки целевого раздела образовательной программы.
- Показатели оценки содержательного раздела образовательной программы.
- Показатели оценки организационных аспектов реализации программы: кадровые, методические, материально-технические и др.
Образовательная программа выступает своеобразным образцом деятельности конкретного учебного заведения, работы конкретного уровня образовательной системы. На ее основе проектируются собственные программы работы учебного заведения, с учетом особенностей его функционирования и условий реализации. Это требует при разработке программ наделения их методологической и методической целостностью, реалистичностью, контролируемостью выполнения. Все эти параметры обуславливают соблюдение ряда условий и требований к разработке программ и их реализации, которые оцениваются экспертными службами в ходе проведения независимой оценки качества образовательных программ и актуальности введения в практическую образовательную деятельность.
Стоит отметить, что при разработке образовательной программы необходимо акцентировать внимание на особенностях ее реализации. Обязательно требуется указание возможных условий ее применения, вариантов реализации, способов проведения контрольных о оценочных мероприятий по ходу реализации программы.
Также каждая разрабатываемая программа, должна соответствовать принципам уникальности и целесообразности. Это означает, что она должна отличать от иных образовательных программ, но, при этом, ориентироваться на достижение целей и задач образования.
Этапы проведение экспертизы образовательной программы
Экспертиза образовательных программ реализуется поэтапно. При этом производится экспертная оценка структурных компонентов программы:
- Экспертная оценка содержания пояснительной записки. В ней отражаются цели и задачи применения образовательной программы и, прогнозируемые итоги ее внедрения в образовательную практику. Экспертами проверяется отражение в записке принципов построения программы, ее достоинств, возможностей, исключительных характеристик, а также краткого содержания основных разделов программы.
- Экспертная оценка целевого раздела образовательной программы. Происходит проверка качественности поставленных целей и задач реализации образовательной программы. Это отражается путем оценки сроков реализации программы и сроков достижения ее целевого назначения, а также отражаются ресурсы, посредством которых будет достигнуто целевое назначение программы. Итоги реализации образовательных программ должны быть измеримы.
- Экспертиза системы оценки. Производится выявление соответствия запланированных результатов реализации программы в реально полученными. Таким образом, удается оценить продуктивность образовательной программы и рациональность ее дальнейшего массового использования.
- Экспертная оценка содержательного раздела образовательной программы. Проводится оценка соответствия образовательных областей программы, установленным ФГОС. Количество образовательных областей и направления образовательной деятельности меняется в зависимости от уровня образования, для которого разрабатывается программа. При этом, содержание любой образовательной программы должно соответствовать фундаментальному ядру знаний, установленному ФГОС, деятельностному подходу, обладать мотивационным компонентом и соответствовать целевому компоненту программы.
- Экспертная оценка организационного раздела образовательной программы. Здесь, оценивается содержание календарно-тематического планирования. Оценка затрагивает распределение временных ресурсов между различными направлениями образовательной деятельности, рациональность распределения времени, методическое обеспечение деятельности.
- Экспертная оценка условий реализации образовательной программы. Условия отражают совокупность действий, которые должны быть выполнены полноценного освоения программы. Сюда входит организация работы педагогов и учащихся, материально-техническое снабжение учебного процесса, методические ресурсы и контрольные мероприятия за реализацией программы.