Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Экспериментирование с материалами и веществами как метод обучения детей раннего возраста

Определение 1

Экспериментирование – это способ практического познания окружающего мира, посредством проведения опытов с его объектами и процессами для выявления их закономерностей и зависимостей.

Экспериментирование выступает основным методом изучения устройства мира, познания его объектов и процессов детьми раннего возраста. Это обусловлено развитостью наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Детям требуется увидеть, каким образом происходят те или иные процессы, чтобы понять их суть, сформировать опыт деятельности.

Проведение экспериментов с различными материалами и веществами: водой, песком, тестом и др. является основой детской экспериментальной деятельности, стимулирующей их познавательный интерес.

Содержание экспериментальной работы с материалами и веществами

Детская экспериментальная деятельность реализуется в игровой форме. Это связано с тем, что игра выступает основным видом деятельности ребенка и упрощает его познание окружающего мира.

Содержание работы по экспериментированию детей раннего возраста включает в себя следующие направления деятельности:

  1. Знакомство детей со свойствами веществ и материалов. Происходит изучение свойств воды, песка и иных материалов, которые планируется использовать в экспериментальной деятельности.
  2. Проведение экспериментов с изученными свойствами веществ и материалов. Реализуется проведение различных опытов, позволяющих убедиться детям в наличии того или иного свойства у вещества или материала.
  3. Исследование изменений свойств веществ и материалов. Эксперименты предполагают введение новых условий, которые приводят к изменению свойств материалов и веществ. Например, дети постигают, что будет с водой при нагревании или во что превратиться лед, если его нагреть и т.д.
«Экспериментирование с материалами и веществами как метод обучения детей раннего возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Работа по экспериментированию детей раннего возраста реализуется от простого к сложному. Первоначально познаются простейшие свойства веществ и материалов и выполняются простейшие опыты с ними. По мере освоения данных свойств изучаются новые, более сложные и непонятные для ребенка.

Эксперименты с разными веществами и материалами развивают навыки наблюдательности и способствуют развитию основ эмоционального взаимодействия детей с окружающим миром.

В экспериментальной работе используются следующие направления деятельности:

  1. Проведение игр с водой. Они особенно увлекательны для детей раннего возраста. Кроме того, они отвечают их возрастным особенностям развития и способностям. Игры с водой способствуют снятию напряжения ребенка и упрощают процесс его социальной адаптации, снижая тревожность и повышая эмоциональный комфорт ребенка;
  2. Песочная терапия. Она подразумевает проведение разнообразных операций с песком. Это успокаивает детей, снижает их тревожность, способствует открытию ребенка окружающему миру. Пересыпание песка, лепка из него положительно сказываются на развитии мелкой моторики, что особенно актуально в период речевого развития детей;
  3. Игры с водой и песком. Такие игры усиливают воспитательное воздействие от знакомства с веществами и их свойствами. Кроме того, происходит получение новых впечатлений детьми и развиваются их эмоции;
  4. Проведение экспериментов с крупами. Они позволяют познать свойства веществ: сыпучесть, размер и воздействуют на развитие моторики;
  5. Эксперименты со снегом. Они формируют представления о природных явлениях и их особенностях и формируют связи между различными веществами: снег и вода;
  6. Эксперименты с бумагой. Они учат совершению разнообразных действий с бумагой: рвать, складывать, рисовать на ней, мять и др. Кроме того, имеется воздействие на моторику рук ребенка.

Детское экспериментирование формирует представления детей о свойствах веществ, природных объектов и явлений и расширяет словарный запас ребенка и знания о свойствах живой и неживой природы.

Принципы организации экспериментирования детей раннего возраста

Занятия по проведению экспериментов с материалами и веществами детей раннего возраста осуществляются в опоре на следующие принципы их организации:

  1. Доступность содержания экспериментальной деятельности. Эксперименты должны быть простыми для их проведения детьми раннего возраста;
  2. Понимание ребенком личностного значения проведения экспериментов.
  3. Вариативность экспериментальной деятельности с одними и теми же материалами и веществами.
  4. Мотивирующий компонент занятия. Он используется на начальной стадии занятия и включает в себя использование увлекательной сказки, в которой затронут тот или иной материал, вещество для исследования или чтения стихотворения.
  5. Предоставление экспериментального оборудования для каждого ребенка. Все дети должны стать активными участниками исследовательского процесса.
  6. Ориентация итогов экспериментальной деятельности на формирование положительных детских эмоций. Они достигаются за счет самостоятельного получения конкретных свойств объектов. Конечно полного самостоятельного исследования в раннем возрасте не осуществляется. Детям помогает взрослый.
  7. Связь содержания экспериментальных занятий с разными видами детской деятельности, которая знакома детям.

Создание уголка экспериментирования в ДОУ

Уголок экспериментирования включается в предметно-развивающую среду ДОУ. Он является условием продуктивной реализации детской экспериментальной деятельности и обеспечивает самостоятельный доступ детей к разным материалам и выполнению различных операций с ними.

В состав уголка экспериментирования входят следующие компоненты:

  • Сосуды, выполненные из разных материалов, разных размеров и форм;
  • Природные материалы: дерево, песок, вода, шишки, глина и др.;
  • Разные виды бумаги;
  • Пластилин;
  • Разные виды тканей;
  • Изделия из пластмассы и железа;
  • Медицинские материалы: пипетки, колбы и др.;
  • Крупы и иные вещества: мука, соль, сахар;
  • Детские фартуки;
  • Оборудование для экспериментальной деятельности: увеличительные стекла, доски для лепки, весы, магниты, полотенца, тряпочки.
Дата последнего обновления статьи: 11.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot