Экспериментирование – это способ практического познания окружающего мира, посредством проведения опытов с его объектами и процессами для выявления их закономерностей и зависимостей.
Экспериментирование выступает основным методом изучения устройства мира, познания его объектов и процессов детьми раннего возраста. Это обусловлено развитостью наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Детям требуется увидеть, каким образом происходят те или иные процессы, чтобы понять их суть, сформировать опыт деятельности.
Проведение экспериментов с различными материалами и веществами: водой, песком, тестом и др. является основой детской экспериментальной деятельности, стимулирующей их познавательный интерес.
Содержание экспериментальной работы с материалами и веществами
Детская экспериментальная деятельность реализуется в игровой форме. Это связано с тем, что игра выступает основным видом деятельности ребенка и упрощает его познание окружающего мира.
Содержание работы по экспериментированию детей раннего возраста включает в себя следующие направления деятельности:
- Знакомство детей со свойствами веществ и материалов. Происходит изучение свойств воды, песка и иных материалов, которые планируется использовать в экспериментальной деятельности.
- Проведение экспериментов с изученными свойствами веществ и материалов. Реализуется проведение различных опытов, позволяющих убедиться детям в наличии того или иного свойства у вещества или материала.
- Исследование изменений свойств веществ и материалов. Эксперименты предполагают введение новых условий, которые приводят к изменению свойств материалов и веществ. Например, дети постигают, что будет с водой при нагревании или во что превратиться лед, если его нагреть и т.д.
Работа по экспериментированию детей раннего возраста реализуется от простого к сложному. Первоначально познаются простейшие свойства веществ и материалов и выполняются простейшие опыты с ними. По мере освоения данных свойств изучаются новые, более сложные и непонятные для ребенка.
Эксперименты с разными веществами и материалами развивают навыки наблюдательности и способствуют развитию основ эмоционального взаимодействия детей с окружающим миром.
В экспериментальной работе используются следующие направления деятельности:
- Проведение игр с водой. Они особенно увлекательны для детей раннего возраста. Кроме того, они отвечают их возрастным особенностям развития и способностям. Игры с водой способствуют снятию напряжения ребенка и упрощают процесс его социальной адаптации, снижая тревожность и повышая эмоциональный комфорт ребенка;
- Песочная терапия. Она подразумевает проведение разнообразных операций с песком. Это успокаивает детей, снижает их тревожность, способствует открытию ребенка окружающему миру. Пересыпание песка, лепка из него положительно сказываются на развитии мелкой моторики, что особенно актуально в период речевого развития детей;
- Игры с водой и песком. Такие игры усиливают воспитательное воздействие от знакомства с веществами и их свойствами. Кроме того, происходит получение новых впечатлений детьми и развиваются их эмоции;
- Проведение экспериментов с крупами. Они позволяют познать свойства веществ: сыпучесть, размер и воздействуют на развитие моторики;
- Эксперименты со снегом. Они формируют представления о природных явлениях и их особенностях и формируют связи между различными веществами: снег и вода;
- Эксперименты с бумагой. Они учат совершению разнообразных действий с бумагой: рвать, складывать, рисовать на ней, мять и др. Кроме того, имеется воздействие на моторику рук ребенка.
Детское экспериментирование формирует представления детей о свойствах веществ, природных объектов и явлений и расширяет словарный запас ребенка и знания о свойствах живой и неживой природы.
Принципы организации экспериментирования детей раннего возраста
Занятия по проведению экспериментов с материалами и веществами детей раннего возраста осуществляются в опоре на следующие принципы их организации:
- Доступность содержания экспериментальной деятельности. Эксперименты должны быть простыми для их проведения детьми раннего возраста;
- Понимание ребенком личностного значения проведения экспериментов.
- Вариативность экспериментальной деятельности с одними и теми же материалами и веществами.
- Мотивирующий компонент занятия. Он используется на начальной стадии занятия и включает в себя использование увлекательной сказки, в которой затронут тот или иной материал, вещество для исследования или чтения стихотворения.
- Предоставление экспериментального оборудования для каждого ребенка. Все дети должны стать активными участниками исследовательского процесса.
- Ориентация итогов экспериментальной деятельности на формирование положительных детских эмоций. Они достигаются за счет самостоятельного получения конкретных свойств объектов. Конечно полного самостоятельного исследования в раннем возрасте не осуществляется. Детям помогает взрослый.
- Связь содержания экспериментальных занятий с разными видами детской деятельности, которая знакома детям.
Создание уголка экспериментирования в ДОУ
Уголок экспериментирования включается в предметно-развивающую среду ДОУ. Он является условием продуктивной реализации детской экспериментальной деятельности и обеспечивает самостоятельный доступ детей к разным материалам и выполнению различных операций с ними.
В состав уголка экспериментирования входят следующие компоненты:
- Сосуды, выполненные из разных материалов, разных размеров и форм;
- Природные материалы: дерево, песок, вода, шишки, глина и др.;
- Разные виды бумаги;
- Пластилин;
- Разные виды тканей;
- Изделия из пластмассы и железа;
- Медицинские материалы: пипетки, колбы и др.;
- Крупы и иные вещества: мука, соль, сахар;
- Детские фартуки;
- Оборудование для экспериментальной деятельности: увеличительные стекла, доски для лепки, весы, магниты, полотенца, тряпочки.