Роль дидактической игры в экологическом воспитании
Экологическое воспитание играет достаточно важную роль в развитии ребенка. С самого раннего возраста детей необходимо знакомить с законами природы, прививать им ответственность за природу, чувство долга. Благодаря этому мы сможем на долгие годы сохранить нашу планету.
Игровая деятельность играет важную роль в процессе воспитания детей. В процессе воспитания педагог прибегает к различным видам игр. Один из основных видов обучающей игры – дидактическая игра. Дидактическая игра является комплексной, она реализовывает несколько целей.
В экологическом воспитании дидактическая игра помогает расширять и углублять знания, систематизировать и классифицировать информацию, закреплять имеющиеся понятия.
Все дидактические игры можно поделить по их содержанию на:
- дидактические игры о животных
- дидактические игры о растениях
- дидактические игры о неживой природе
Дидактические игры о животных
Дидактические игры о животных помогают закрепить и систематизировать знания о разных видах:
- зверей
- птиц
- насекомых
- рыб
- пресмыкающихся
Дидактическая игра «Волшебный поезд»
Педагогическая цель игры заключается в том, чтобы дети научились систематизировать свои знания о зверях, птицах, насекомых и земноводных, а также смогли закрепить эти знания в ходе игры.
Для игры потребуется два картонных поезда, которые должны состоять из 4 вагонов, в каждом вагоне – 5 окон; два набора карточек с рисунками животных.
В игре принимают участие 2 команды по 4 ребенка. Перед каждой командой находится поезд. Дети должны разметить животных по вагонам: в первый вагон нужно посадить зверей, во второй – птиц, в третий – насекомых и в четвертый – пресмыкающихся.
Выигрывает та команда, которая разметит всех «пассажиров» первая.
Дидактическая игра «Кто где живет»
Цель этой игры состоит в закреплении знаний относительно названий животных и среды их обитания.
Для игры потребуется два набора карточек: карточки с изображением животных и карточки с местами обитания.
У воспитателя находится набор карточек с животными. У каждого ребенка есть карточка со средой обитания. Воспитатель демонстрирует карточку с изображением животного. Ребенок должен поднять карточку (если у него она есть) с изображением среды обитания этого животного.
Дидактическая игра «Земля, вода, воздух»
Цель игры закрепить знания детей относительно седы обитания, в которой живут те или иные животные. Для игры потребуется мяч, количество участников не ограничено.
Воспитатель бросает мяч одному из детей, произносит слово «земля», в ответ ребёнок должен назвать животное, которое обирает на земле, например, «земля» - «волк». Соответственно на слово «вода» ребенок должен назвать животное, обитающее в воде, а на слово «воздух» – животное, обитающее в воздухе.
Дидактическая игра «Чудо мешочек»
Цель этой игры закрепить знания о том, какие животные чем питаются.
Для игры потребуется мешочек, карточки с изображением пищи для животных, игрушечные животные.
В мешочек воспитатель кладет карточки, на которых изображена пища которой питаются различные животные, например, мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь. На стол ставят игрушечных животных. Дети достают по очереди карточку с изображением пищи и «кормят» то животное, которое ею питается.
Дидактические игры о растениях
Дидактическая игра «Чудо дерево»
Целью игру является закрепление знаний о отличительных признаках растений.
Для этой игры потребуется десять коробочек, соединённых на одной плоскости. В коробочках лежат береста, жёлуди, ягоды рябины, еловые и сосновые шишки, спил дерева, листья мох, иголки ели и сосны. Каждая коробка имеет крышку с цифрами от 1-10.
Дети по очереди достают цифры из мешочка, открывают соответствующую коробочку и по ее наличию угадывают какому дереву принадлежит то что находится внутри коробочки. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет большее количество фишек.
Дидактическая игра «Вершки – корешки»
Целью игры является развитие сенсорики. В ходе игры дети учатся анализировать растения и их части.
Для игры потребуются картинки с изображением верхней части растения и его корнеплода.
Дети должны соединить верх растения и его «корешок».
Дидактическая игра «Что где растет»
Эта игра помогает закрепить знания детей относительно названий растений и их места обитания.
Для игры потребуется мяч, количество участников неограниченно.
Ведущий (педагог или один из учащихся) бросает другому участнику мяч при этом называет место обитания, например, «лес», в ответ он долен получить название растения, которое растет в лесу, например, «сосна».
Ход игры может идти и в другом направлении, например, ведущий произносит название растения, а участник должен назвать место обитания, например, «яблоня» - «сад».
Дидактическая игра «Детки с какой ветки»
Целью этой игры является закрепление знаний относительно отличительных признаков деревьев по их листьям.
Для этой игры потребуется два набора карточек: первый набор - карточки с изображением листьев, второй набор карточек с изображение деревьев.
На каждый стул воспитатель кладет карточку с изображением деревьев, каждому ребенку выдается карточка с изображением листа, дети должны подойти к соответствующему дереву.
Дидактические игры о неживой природе
Дидактическая игра «живое-неживое»
Целью этой игры является закрепление знаний у детей относительно различий между живой и неживой природой.
В ходе игры воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если воспитатель назвал предмет живой природы, то дети хлопают в ладоши, если неживой, то топают ногами.
Дидактическая игра «Что из чего сделано»
Цель этой игры состоит в том, чтобы научить детей различать различные материалы.
Для игры потребуется мешок, в котором будут находится предметы, изготовленные из разных материалов, например, металлический ключ, деревянный кубик, стеклышко и так далее.
Дети по очереди достают предметы и называют из какого материала они состоят.