Классификация энергетических ресурсов
Энергетические ресурсы – это носители энергии, которые могут быть использованы в будущем или уже используются.
Основные виды энергетических ресурсов:
- Вторичные.
- Первичные возобновляемые.
- Первичные невозобновляемые.
Значение топливно-энергетического комплекса в экономике страны заключается в том, что на его основе выстраиваются пропорции хозяйства. На его развитие тратится около 30 % капиталовложений, а также в этой сфере трудятся около 15-20 % населения страны. Функционирование энергосистемы связано с созданием новой техники, влиянием на социальную и политическую жизнь, как внутри страны, так и за ее пределами.
Невозобновляемые энергетические ресурсы представляют собой ресурсы, запасы которых не имеют источников пополнения, поэтому их объемы постепенно уменьшаются из-за роста потребления или ресурсы, которые имеют источники пополнения, но процесс их восстановления гораздо медленнее, чем потребление.
Примерами первичных невозобновляемых энергетических ресурсов являются:
- природный газ,
- нефть,
- руда,
- уголь и т. п.
Возобновляемые энергетические ресурсы представляют собой ресурсы, которые получают из источников, являющихся неисчерпаемыми для человечества на данном этапе развития. Принцип использования данного вида энергетических ресурсов заключается в их извлечении из процессов, происходящих в окружающей среде.
Примерами первичных возобновляемых энергетических ресурсов служат:
- торф,
- древесина,
- солнечная энергия,
- гидроэнергия,
- энергия ветра.
Вторичные энергетические ресурсы это материалы и сырье, образующиеся в результате производства какой-либо продукции и использующиеся в других производственных процессах при изготовлении другого вида продукции. Использование вторичных энергетических ресурсов более предпочтительна с экономической точки зрения, чем добыча и обогащение, а также подготовка первичных ресурсов. Примерами вторичных энергоресурсов являются:
- макулатура,
- отходы и лом металлов (черных, цветных и драгоценных),
- отработанные продукты нефтяной промышленности.
Транспортировка и транзит энергетических ресурсов
Транзит энергетических ресурсов – это транспортировка энергетических ресурсов при помощи специальных транспортных систем из одного государства в другое через территорию, как минимум одной страны, не являющейся получателем энергоресурсов.
Транзит энергетических ресурсов способствует росту степени надежности снабжения стран потребителей и доступу стран-производителей к рынку и получению дохода, по территориям которых осуществляется транзит.Это становится формирования оптимальных условий открытой и свободной торговли. Но процесс транзита также является фактором риском, который в первую очередь связан с политикой. События 90-х 20 века в странах центральной и восточной Европы, а также центральной Азии стали причинами появления новых государств - участников процесса транзита энергоресурсов. Ряд стран являются крупными производителями энергоресурсов и имеют высокий экспортный потенциал, но не все из них имеют выход к морю, поэтому они вынуждены транспортировать свои ресурсы по трубопроводам других государств. Участки некоторых нефтегазопроводов проходят по территории с нестабильной политической обстановкой, что становится причиной возникновения необходимости в области правового международного регулирования.
Солнечная энергия и энергия ветра практически не нуждается в транспортировке, так как их можно получить из окружающей среды. Исключения составляет случаи, когда эти виды энергии и гидроэнергия преобразуется в электрическую энергию. Этот вид энергии доставляется потребителям посредством электрических сетей и представляет собой достаточно удобный и эффективный способ транспортировки. Преимуществами такого способа доставки является быстрота, низкая трудоемкость, большие объемы поставок, недостаток заключается в относительно высоком риске повреждения линий электропередач и зависимость от единого центра снабжения
Другие основные способы транспортировки энергетических ресурсов:
- Трубопроводный. Преимущества - непрерывность процесса, небольшая численность обслуживающего персонала, низкая себестоимость, возможность полной автоматизации процесса, высокая скорость и т.п. Недостатки - горючесть, узкая номенклатура доставляемого груза, частые аварийные ситуации, риск возгораний или взрывов и т.п.
- Морской. Преимущества - крупный перевозчик, относительно высокая провозная способность, невысокая стоимость транспортировки, возможность доставки между континентами, относительно высокая безопасность процесса транспортировки. Недостатки - низкая скорость, зависимость от погоды, небольшая частота, жесткие требования крепления груза.
- Железнодорожный. Преимущества - невысокая себестоимость, возможность доставки на сравнительно большие расстояния, регулярность доставки и т.п. Недостатки - низкая маневренность, ограниченное число перевозчиков и т.п.
- Автомобильный. Преимущества - высокая маневренность, регулярность, доставка небольшими партиями и т.п. Недостатки - высокая себестоимость, относительно невысокая грузоподъемность, негативное воздействие на окружающую среду и т. п.