Капитальный ремонт магистрального нефтепровода
Капитальный ремонт — это плановый ремонт, который выполняется с целью восстановления исправности объекта, включающий в себя реставрацию или замену любых его составляющих, в том числе базовых.
Цель капитального ремонта трубопровода заключается в восстановлении и поддержании его первоначальных эксплуатационных характеристик на отдельных его участках. Капитальный ремонта магистрального трубопровода включает в себя комплекс работ по замене и ремонту составляющих, конструкций, и отдельных участков трубопровода с целью максимального увеличения межремонтного срока эксплуатации. К капитальному ремонту магистрального трубопровода относятся:
Ремонт поврежденного участка трубопровода посредством его замены, в случае обнаружения:
- царапин глубиной свыше 30 % от толщины стенки, а также длиной более 50 миллиметров;
- вмятины, глубина которой составляет не менее 3,5 % от диаметра трубы;
- разрыва заводского (продольного) шва;
- разрыва монтажного (кольцевого) шва;
- трещины, длина которой составляет минимум 50 миллиметров в основном или сварном металле трубы.
Замена и ремонт дефектных участков, изоляционного покрытия, линейной части арматуры трубопровода; очистка внутренней части трубопровода от грязи и парафина, а также нанесения изоляционного покрытия.
Замена или ремонт вдольтрассовой эксплуатационной линии.
Ремонт переходов через искусственные и естественные преграды, включающий в себя переукладку, дополнительное заглубление, устройство водоотвода, сооружение или укрепление береговых линий и т.п.
Весь процесс капитального ремонта магистрального трубопровода можно разделить на следующие этапы: подготовительные работы (определение транспортной схемы, планировка отводов, организация временных производственных баз и т.п.), сооружение временных дорог, земляные работы, транспортные и погрузочно-разгрузочные работы, работы по прокладке кабеля связи, демонтаж существующих участков магистрального трубопровода (при необходимости), сварочно-монтажные работы, укладочные работы, сооружение новых участков (новые ответвления или замена старым участкам), укладка трубопровода в траншею, балластировка трубопровода, организация и проведение мероприятий по контролю строительства, рекультивационные работы, испытания трубопровода.
Стоит отметить, что перечисленные работы на некоторых этапы могут проводиться параллельно друг с другом, а также осуществляться в другом порядке.
Совершенствование капитального ремонта магистрального нефтепровода
Результатом совершенствования капитального ремонта магистрального трубопровода являются снижение затрат и увеличение эксплуатационной надежности. Совершенствование капитального ремонта магистральных трубопроводов может достигаться за счет комплексного решения взаимозависимых и взаимосвязанных задач по оптимизации в области техники, технологии и управления процессом ремонта. Основными причинами отказа в работе магистральных трубопроводов являются некачественное проведение строительно-монтажных работ, стресс-коррозия, наружная коррозия, механические повреждения и т.п.
Стресс-коррозия — это коррозионное растрескивание металла труб на участках, на которые воздействуют растягивающее напряжение и коррозионная активная среда.
В настоящее время существует пять основных схем капитального трубопроводов: с ремонт с подсыпкой под трубу, ремонт с подъемом и укладкой его на берме траншеи, ремонт на берме траншеи с разрезкой трубопровода, ремонт с подъемом и укладкой на лежки в траншее, ремонт с прокладкой новой нити. Как показывает практика, ни одна из использующихся схем не отвечает критериям эффективности капитального ремонта.
Совершенствование капитального ремонта магистрального трубопровода может достигаться за счет:
- Минимизации дополнительных напряжений.
- Комплексной механизации процесса капитального ремонта.
- Высокого качества работ.
- Синхронизация всех видов работ.
- Организация поточного метода ведения работ.
Особое место среди способов совершенствования капитального ремонта трубопровода занимает минимизация дополнительных напряжений. Достигается минимизация напряжений (а, следовательно, и совершенствуется процесс капитального ремонта магистрального трубопровода) за счет правильной расстановки технологического оборудования. Все напряжения от оборудования должны быть в упругой зоне, при этом должна отсутствовать перегрузка поддерживающих механизмов. Также одним из условий является выдержка расстояния между изоляционными и очистными машинами. Одним из последних нововведений в области минимизации дополнительных затрат и совершенствования процесса капитального ремонта трубопровода является использование специальных термоусаживающих материалов. Такие материалы используются для изоляции труб (не имеющих заводской изоляции), нанесения защитной обертки, изоляции труб методом стальной обертки, ремонт повреждений полиэтиленового покрытия, гидроизоляции теплопроводов и т.п.