Виды смазочных масел
Смазочные масла — это жидкости, которые используются в качестве смазочных материалов.
По своему составу смазочные масла делятся на:
- Органические
- Минеральные
- Синтетические.
- Полусинтетические.
Органические масла обладают хорошими смазывающими свойствами, являются экологически безопасными, однако, могут использоваться в относительно узком диапазоне температур. Еще один недостаток органических масел — их дороговизна. Минеральные смазочные масла делают из мазута. Соотношение цены и качества данных масел — оптимальное. Минеральные масла, в зависимости от способа получения могут быть остаточными (масла, которые получают в результате процесса деасфальтизации тяжелых нефтяных остатков) и дистиллятными (масла, получаемые при вакуумной перегонки мазута). Дистиллятные смазочные масла, по сравнению с остаточными, обладают хорошим уровнем термической стабильности и вязкостно-температурными свойствами, однако, их смазочные свойства хуже.
Синтетические масла — это продукты химической переработки природного газа или нефти, в результате которой получают масла с заданными характеристиками и имеющие небольшую склонность к образованию пены.
Синтетические смазочные масла стоят примерно в три раза дороже, чем минеральные, но окупаются благодаря своей способности обеспечивать стабильную и устойчивую работу механизмов. Полусинтетические на 30 — 50 % состоят из синтетики и на 50 — 70 % из минералки. Данный вид смазочных масел объединяет в себе хорошие эксплуатационные характеристики и доступную цену.
Основными характеристиками смазочных масел, определяющих их область применения, являются:
- Липкость, представляющая собой способность создавать на поверхностях смазывающую пленку.
- Плотность и вязкость - данные параметры оказывают влияние на прочность пленки, легкость холодного пуска механизмов, герметичность зазоров.
- Кислотное число — параметр, определяющий антикоррозийные свойства масла.
- Температура застывания.
- Температура воспламенения.
По своему назначения смазочные масла делятся на: индустриальные (индустриальные общего назначения), цилиндровые, холодильные, изоляционные, компрессорные, моторные (дизельные, карбюраторные, универсальные), трансмиссионные (для гидромеханических, гидростатических и механических передач), турбинные (турбинные общего применения и газотурбинные).
Производство смазочных масел из нефти в России в конце 19 века
Толчок к промышленному производству смазочных масел из нефти в России дало исследование кавказской нефти Менделеевым и Марковниковым. На основе результатов данных исследований, нефтяной промышленник Рагозин решил построить в Нижнем Новгороде (в 1870 году) опытный завод, состоящий из одного перегонного куба, вместимость которого составляла 60 ведер. Процесс производства смазочных масел не заводе Рагозина выглядел следующим образом: от остатка, полученного при перегонке нефти, отгоняли около 1,5 % керосина. После этого продукт в кубе отстаивали, очищали раствором гидроксида натрия и серной кислотой, затем промывали и закупоривали в бочках. В то время масла из нефти были в 4 раза дешевле, чем животные или растительные. Именно благодаря активной деятельности Рагозина, Нижний Новгород стал столицей производства смазочных масел.
Уже через 5 лет Рагозин начал строить в городе Балахна (на берегу реки Волга) завод по выработке минеральных масел производительностью более 1,5 тысяч тон ежегодно. Этот завод не имел аналогов мире в то время. На заводе производились четыре сорта масле: вагонное летнее, веретенное, машинное и вагонное зимнее. В 1879 году он же ввел в эксплуатацию завод по производству смазочных масел из нефти в Константинове, продукция которого направлялась на экспорт. С 1880 по 1881 год в лабораториях этого завода работала группа ученых, под руководством Менделеева, которая занималась разработкой научных основ производства масел. Константиновские масла смогли вытеснить с европейского рынка американские масла.
Именно деятельность промышленника Рагозина оставила яркий след в истории производства смазочных масел из нефти в России. Он смог решить проблему, связанную с переходом от опытного завода к крупнейшему производству того времени. Он немало внимания также уделял привлечению лучших ученых и инженеров к исследованиям в своих лабораториях (Менделеев, Шмидт, Марковников, Калашников и другие). Им были организованы первые специализированные лаборатории, где занимались исследованием нефтяных масел. Он смог организовать сотрудничество между своими предприятиями, лабораториями и кафедрами ведущих университетов Парижа, Москвы и Санкт-Петербурга.