Подготовка скважинной продукции
Скважинная продукция – это смесь воды, нефти и природного газа, извлекаемая на поверхность земли с помощь работы скважины и скважинного оборудования.
Подготовка скважинной продукции – это совокупность технологических процессов, которые осуществляются с целью приведения качеств нефти и природного газа в соответствие с требованиями нормативных документов.
Основными элементами, которые входят в состав системы подготовки и сбора скважинной продукции являются:
- Установка подготовки нефти.
- Дожимная насосная станция.
- Установка предварительного сброса воды.
- Дожимная насосная станция с установкой предварительного сброса воды.
При подготовке нефти обычно проводят операции по ее обезвоживанию, обессоливанию или стабилизации. Если необходимо все это операции могут применяться комплексно. Затем подготовленную нефть по магистральным трубопроводам или с помощью другого вида транспорта доставляют на нефтеперерабатывающие заводы или потребителям. Природный газ подвергается подготовке для дальнейшей транспортировки его по газопроводам потребителям или на химические заводы.
Системы подготовки, которую возможно применять на любом нефтегазовом месторождении не существует. Разработка системы подготовки скважинной продукции для месторождения зависит от климатических условий, способа добычи полезного ископаемого, размещения скважин, а также физико-химических свойств, добываемых нефти и газа и горных пород, в которых они содержатся.
Способы транспортировки скважинной продукции
Существует четыре основных способа транспортировки нефти и газа:
- Автомобильный.
- Железнодорожный.
- Трубопроводный.
- Водный.
Для транспортировки скважинной продукции железнодорожным транспортом применяются специальные цистерны или крытые вагоны. К основным преимуществам данного вида транспорта можно отнести: круглогодичность перевозок; возможность перевозить в одном составе различные грузы (нефть и газ); возможность доставки продукции в любой населенный пункт, где есть железнодорожное сообщение; относительно высокая скорость доставки.
Для перевозки скважинной продукции водным транспортом используют сухогрузные и наливные суда. В сухогрузных судах нефть и газ перевозятся на палубе (в бочках). В наливных судах (танкеры и баржи) скважинная продукция перевозится в трюмах и баках (танках). Основными преимуществами данного способа перевозки являются его относительная дешевизна и высокая пропускная способность морских и речных путей.
Автомобильный транспорт применяется для доставки скважинной продукции потребителям, которые находятся на небольшом расстоянии от места производства. Перевозка продукции осуществляется в автоцистернах, бочках, бидонах, канистрах и баллонах. Основные преимущества – маневренность и скорость доставки.
Большой объем скважинной продукции доставляется потребителям с помощью трубопроводного транспорта, по магистральным нефтегазопроводам. Основными достоинствами такого способа являются: прокладка трубопровода почти в любом направлении, высокая степень автоматизации и простота эксплуатации.
Хранение скважинной продукции
Основным место хранения нефтепродуктов и самой нефти являются искусственные резервуары, которые обычно размещают на поверхности земли или закапывают в неё. Емкость таких хранилищ может составлять от десятков до десятков тысяч тонн. Обычна резервуарные парки стараются размещать на небольшом расстоянии от нефтепромысловых предприятий. Основной недостаток таких хранилищ - значительные потери нефти в период длительного хранения (из-з испаряемости), а также высокая степень взрыво- и пожароопасности. Принципиальная схема резервуара для хранения нефти изображена на рисунке.
Рисунок 1. Принципиальная схема резервуара для хранения нефти. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
1 – стенка резервуара; 2 – днище резервуара; 3 – крыша резервуара; 4 – люки и патрубки; 5 – лестница; 6 – площадка; 7 – конструкции заземления; 8 – площадки пеногенераторов и сигнализаторов уровня; 9 – площадка монтажного люка; 10 – кронштейны трубопроводов; 11 – направляющие понтона; 12 – патрубки на крыше; 13 – площадки направляющих; 14 – площадки люков-лазов; 15 – трап на крыше; 16 – ЗУМПФ зачистки; 17 – кольцо жесткости; 18 – опорное кольцо; 19 – опоры трубопровода; 20 – вентиляционные окна; 21 – понтон; 22 – подкладки на днище; 23 – крепление труб пожарной сигнализации.
Резервуары для хранения природного газа могут быть наземными и подземными. В основном используются подземные хранилища, так как они могут вмещать в себя до нескольких миллионов тонн полезного ископаемого, а также значительно более безопасные, чем наземные. Также их металлоемкость почти в 25 раз ниже, чем у наземных. Такие хранилища газа способны обеспечить потребителей продукцией в условиях неравномерности ее доставки.