Что такое налоговая система?
Налоговая система – это система налогов, обязательных сборов и пошлин, которые взимаются с частных лиц и хозяйствующих субъектов на территории государства с целью формирования фонда денежных средств, направляемых на решение наиболее важных задач государства. Так же в состав этой системы входят принципы, методы и формы взимания таких обязательных платежей.
На современном этапе развития налоговая система государства строится в соответствии с принятым общественно-политическим устройством страны, а также наиболее важными целями национальной экономики
В структуре любой налоговой системы можно выделить следующие:
- государство в лице существующих государственных органов законодательной и исполнительной ветвей власти;
- субъектов налогообложения, т.е. непосредственных плательщиков налогов, сборов и т.д.
- объектов налогообложения, в рамках которых рассматривают определенные основания возникновения обязанности уплачивать те или иные виды налогов.
Формирование системы налогообложения любого государства в обязательном порядке должно базироваться на таких принципах как:
- принцип единства и равенства;
- принцип устойчивости;
- принцип безопасности;
- принцип определенности;
- принцип экономической эффективности.
Налоговая система Республики Беларусь
Налоговая система РБ на первоначальном этапе, а именно в 1992 г. базировалась на нескольких законодательных актах, которые и устанавливают общий порядок исчисления и уплаты каждого определенного налога или сбора. В дополнение к таким актам также были утверждены Методические указания по исчислению каждого платежа. Министерством финансов были разработаны разъяснения, которые уточняли некоторые положения. Существовавшая на то время налоговая система обеспечивала формирование доходов бюджета и тем самым оказывала благотворное влияние на обеспечение перехода Беларуси как самостоятельной республики на путь рыночных реформ.
Поставленные перед государством задачи подъема и развития приоритетных отраслей экономики, в том числе развитие НТП, обеспечение роста экспортного потенциала республики, требовали полной переориентации на их решение всего функционирующего в то время хозяйственного механизма, а в том числе и налоговой системы. Применяемые налоги и сборы должны выполнять не только фискальную функцию, но и оказывать регулирующее воздействие на развитие различных секторов национальной экономики, инвестиционную активность, расширение малого и среднего бизнеса в целом.
Таким образом, можно говорить о том, что возникала острая необходимость реформирования налоговой системы в рамках НК РБ.
Разработанный Налоговый кодекс представлял собой единый систематизированный свод законов, которые в полной мере соответствовали статьям Конституции страны. Создание Налогового кодекса было направлено на утверждение порядка введения, изменения, отмены республиканских налогов, сборов, пошлин, процедуры установления местных налогов и сборов, определение основных прав и обязанностей, степени ответственности налогоплательщиков и налоговых органов и т.д.
Налоговый кодекс РБ утверждает наиболее важные принципы эффективного, равного налогообложения объектов с учетом предельно допустимых норм налоговой нагрузки на налогоплательщиков.
Стоит отметить, что в соответствии с действующим законодательством налоговые платежи и сборы ни в коем случае не могут быть установлены различными способами или применяться различно на основе каких-либо политических, идеологических, этнических и прочих критериев.
На сегодняшний день на территории РБ действуют две группы налогов, сборов: республиканского и местного характера.
В качестве республиканских рассматривают налоги, сборы, которые установлены на законодательном уровне и обязательны к уплате на всей территории РБ.
В качестве местных налогов и сборов стоит рассматривать налоги и сборы, которые устанавливают правовыми актами местных Советов депутатов в соответствии с Налоговым Кодексом и обязательные к уплате только на некоторых территориях.
Республиканские налоги, сборы на сегодняшний день могут быть рассмотрены в качестве регулирующих доходных источников бюджета, т.е. некоторая доля таких налоговых поступлений может в случае необходимости быть передана и на местный уровень. В соответствии с имеющейся практикой нормативы отчислений республиканских налогов в местные бюджеты на каждый очередной бюджетный год утверждаются в рамках Закона РБ «О бюджете Республики Беларусь».
В случаях, определенных на законодательном уровне, суммы отдельных республиканских налогов могут в полной мере направляться в доход местных бюджетов: например, в РБ таким образом зачисляются в местные бюджеты суммы поступлений НДФЛ, налога на недвижимость, налога на землю, и прочих республиканских налогов.
Стоит отметить, что местные органы власти не вправе вносить какие-либо корректировки в республиканские налоги. Такие органы власти также не имеют права предоставлять налоговые льготы по данным налогам, даже в отношении сумм, которые поступают в местные бюджеты.
Среди республиканских налогов и пошлин можно выделить следующие:
- НДС;
- различного рода акцизы;
- налог на полученную организациями прибыли;
- налог на доходы зарубежных государств, которые реализуют деятельность на территории РФ через постоянное представительство;
- НДФЛ;
- налог на объекты недвижимости;
- налог на землю;
- экологический налог;
- сбор за проезд автомобилей иностранных граждан по дорогам общего пользования РФ;
- оффшорный, гербовый и консульские сборы;
- взимаемые таможенные, государственные и патентные сборы и пошлины.
Среди местных налогов и сборов можно выделить следующие:
- курортный сбор;
- сбор с заготовителей и т. д.
Стоит отметить, что конкретные объекты обложения, порядок расчёта и уплаты налога, применяемые ставки, возможные льготы предусматриваются специальными нормативными и законодательными актами, действующими в сфере налогообложения законодательства РБ.