Понятие и принципы налоговой системы
Налогообложение как явление существует достаточно давно. Государственная власть, осуществляющая управление страной, а так же обеспечивающая защиту населения, сама не производит экономических благ. То есть, она не может обеспечить свои и социальные нужды. Для этого и была введена система налогообложения. По мере усложнения экономических моделей в обществе, а так же унификации финансовых отношений, преобразовывалась и налоговая система.
Ее основным инструментом выступает налог, который является формой обязательной безвозмездной выплаты государству населением и объектами хозяйствования. Налоги имеют различные виды, формы, структуру изъятия у общества.
Отношения, сформированные процессами сбора и взимания налогов и сборов, называются налоговой системой.
Она формируется под влиянием множества факторов и в каждой стране имеет свои особенности. Однако, экономистами были разработаны основные принципы построения налоговой системы, к которой необходимо стремиться государствам, желающим развивать собственную экономику.
Основными принципами налоговой системы являются:
- Определенность конкретизирует ставки налогов, сроки, методы исчисления и уплаты.
- Справедливость выражается во взимании налогов с любого субъекта, признанного плательщиком.
- Удобство обеспечивает информированность плательщиков, а так же методы по контролю за злоупотреблениями со стороны налоговых органов.
- Экономия представляет собой соразмерность затрат на сборы налогов их ставкам.
- Равенство выражается в правах плательщиков и государства.
- Эффективность формирует такие отношения, при которых плательщик не может уклониться от своих обязанностей.
Управление налоговой системой
Управление системой налогообложения является одной из самых важных и спорных видов деятельности государства. Стремление к принципам построения идеальной системы на практике не обеспечивает удовлетворенности обеих сторон. Под влиянием множества факторов налоговая система страны так же испытывает различные изменения. Механизм управления системой может обеспечить не только стабильность ее работы, но и своевременное реагирование на изменения экономики, путем адаптации системы налогов к новым требованиям общества.
Управление налоговой системой представляет собой комплекс мероприятий, представленных методами и приемами, которые планомерно влияют на налогообложение в целях обеспечения финансирования нужд государства и общества.
Управление может быть оперативным, представляющим собой контроль, и общим. Для налоговой системы России характерно управление на федеральном, региональном и местном уровнях. На каждом уровне действуют организации, осуществляющие определенный набор функций.
Так, на федеральном уровне действуют:
- Президент, который влияет на принципиальные изменения в налоговой политике и реформировании системы налогообложения.
- Правительство, которое разрабатывает, утверждает и внедряет в практику законы, определяющие процедуры налогообложения.
- Федеральное собрание, которое закрепляет и детализирует основные направления в налоговой политике.
Законодательный, исполнительный органы субъекта РФ, а так же его глава осуществляют региональное управление системой налогообложения. Они определяют какие из видов налогов необходимо внедрить в систему на определенной территории.
Муниципальные органы управления действуют на местном уровне. Здесь вводятся в действие необязательные, но предусмотренные налоговым законодательством страны виды платежей. Исполнительная власть на муниципальном уровне занимается взиманием налогов.
Оперативное управление обеспечивается такими государственными органами, как:
- Министерство финансов;
- Налоговый орган определенного уровня формирования;
- Таможенный орган федерального, регионального формирования;
- Органы внутренних дел.
Важную роль по контролю за соблюдением законодательства выполняет Федеральная налоговая служба, являющая совокупностью ранее действовавших органов налоговой полиции и налоговой инспекции. В их функции входят выявление, предупреждение, пресечение и расследование преступлений в системе налогообложения.
Работа налоговых органов четко регламентирована и ограничена определенными полномочиями, зафиксированными в законодательстве страны. Любые взаимодействия между налоговыми организациями различных уровней формирования так же регламентируются законом РФ.
Права и обязанности органов управления налоговой системой
В целях обеспечения прозрачности налоговой системы страны, а так же детализации действий налоговых органов в законодательстве четко прописаны их права и обязанности.
Государственные органы, обеспечивающие управление налоговой системой обязаны действовать в рамках законодательства страны. При этом они должны осуществлять контроль за процедурами взимания налогов на их уровне формирования.
Налоговые органы обязаны вести учет коммерческих организаций, а так же населения в установленном порядке. Они должны информировать налогоплательщиков об изменениях в системе налогообложения, о сроках проведения выплат, а так же об их правах и обязанностях, в том числе в письменной форме.
Органы управления налоговой системы должны предоставлять информацию о реквизитах счетов Федерального казначейства, а так же своевременно информировать о всех изменениях, касающихся этой сферы деятельности.
На налоговые органы возлагается обязанность по принятию решения о возврате платежей от населения и коммерческих организаций, представляющих излишки. Они должны соблюдать и сохранять налоговую тайну.
Налоговые органы в праве требовать с налогоплательщиков документы, которые подтвердят основание и правильность исчисления, а так же сроки выплат в бюджет.
Они имеют право проводить проверки организаций, а так же изымать документы у плательщика в случае, если есть подозрение, что они будут уничтожены или изменены.
Налоговые органы имеют право вызвать представителей организаций, либо отдельных граждан в налоговые учреждения с целью проверки, а так же дачи пояснений.
Они могут остановить движение денежных средств по счетам плательщика, а так же наложить на них арест, в случаях предусмотренных законодательством страны.
Кроме того, представители налоговых органов имеют право осматривать объекты предпринимательства, позволяющие извлекать прибыль. На основании этих данных определять суммы налогов, которые плательщикам необходимо будет выплачивать в бюджет страны, в случаях, если плательщик откажет в осмотре своих производственных помещений.
Налоговые органы могут взыскивать дополнительные выплаты в случае задержки платежей, а так же в случае нарушения налогового законодательства.