Общие понятия о сущности и задачах налогов
Мы довольно часто встречаем упоминание о налогах. Но редко задумываемся о их происхождении и предназначении. Как показывает история, налоги появились одновременно с началом оформления государственности и института власти.
Эти явления, в свою очередь, прямо связаны с повышением эффективности труда. Именно появление излишков труда сделало возможным осуществления каких-либо платежей (появилось средство платежа). Первоначально уплата налогов носила исключительно натуральный характер (до появления денег).
Дальнейшее развитие общества шло по линии оформления определенной структуры органов власти. На их содержание требуются средства. А налоги приобрели денежное выражение. Введение налогов и порядок их сбора сначала определялись обычаями и традициями, а позже начали регулироваться законодательством.
Налоги – это обязательные безусловные платежи, взимаемые государством через систему специализированных органов, предназначенные для финансирования деятельности государства и его образований.
Количество налогов, порядок их введения определяется специальными законами. В каждом государстве могут существовать свои особенности совокупности налогов и их ставок. Но главная их задача – это обеспечение денежных поступлений в бюджеты всех уровней. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что основными задачами (функциями) налогов являются:
- обеспечение поступлений денег в бюджет (фискальная функция налогов);
- возможность перемещения (перераспределения) денежных средств, собранных в бюджете в соответствии с внешней и внутренней политикой государства (распределительная функция налогов);
- применение различных налоговых ставок, налоговых каникул и других инструментов в качестве влияния государства на отдельные предприятия и на экономику вообще с целью стимулирования или сдерживания определенных процессов (регулирующая функция налогов);
- контроль за финансовым состоянием государства и налогоплательщиков, за своевременностью и полнотой поступления налогов в бюджет (функция контроля).
Налоговая система и ее структура
Сами по себе налоги не могут существовать. Порядок и количество их установления регулируется соответствующим законодательством (налоговым законодательством, налоговым кодексом). Государственное законодательство определяет структуру органов государственной власти, в том числе и органов, которые осуществляют налогообложение и контролируют уплату налогов. Это могут быть как общегосударственные структуры, так и специализированные налоговые органы.
Законодательство определяет также и круг налогоплательщиков. Это могут быть как физические, так и юридические лица. Они могут быть как гражданами этого государства, так и иностранными подданными. Кроме того определяется налоговая база государства – то есть перечень объектов и операций, подлежащих налогообложению. Таким образом создается налоговая система государства. Существует несколько определений этого понятия.
Налоговой системой называют государственную систему мер политического, экономического и административно-правового характера, которая направлена на формирование доходной части бюджета и стимулирования прироста внутреннего валового продукта.
В Законе Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» содержится упрощенное определение этого понятия:
«Налоговая система – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке».
Это определение не отражает структуры налоговой системы. Структуру налоговой системы составляют:
- налоговое законодательство (законодательная база);
- налоговые службы и органы;
- система платежей (налоги, пошлины и сборы);
- система распределения налогов по уровням бюджетов;
- специализированные суды (налоговые суды);
- плательщики налогов (субъекты налогообложения);
- объекты налогообложения;
- налоговая база;
- система налоговых ставок, штрафов, пени;
- система контроля.
В настоящее время налоговая система Российской Федерации дополнена системой внебюджетных фондов. Обязательные отчисления в эти фонды носят характер налогов. Примером может быть Государственный Пенсионный Фонд.
Роли и задачи налоговой системы
Налоговая система является важным и необходимым компонентом системы экономических и политических отношений как в государстве, так и международных отношений. Развитие мирового хозяйства и международных отношений, преобразования внутри государства сопровождается эволюцией налоговой системы государства. Ведь налоговые поступления – это основная форма государственных доходов. Если кратко сформулировать роль налоговых систем, то можно сказать, что:
- налоговые системы играют роль финансового обеспечения государственных потребностей;
- налоговые системы играют роль инструмента экономического воздействия государства на общественное производство;
- налоговые системы влияют и на динамику развития производства путем развития научно-технического прогресса;
- налоговые системы позволяют обеспечить население общественными потребностями.
Непосредственно в условиях Российской Федерации трехуровневая система налогов позволяет самостоятельно (и независимо от федеральных властей) формировать каждому субъекту государства и местным органам самоуправления доходную часть бюджетов на базе собственных налогов (местных и региональных), отчислений от федеральных налогов и сборов. Но эти возможности тесно связаны и с ответственностью за полноту и своевременность взимания налогов и формирование бюджета своего уровня. Кроме того налоговая система является неотъемлемой частью экономики. Поэтому проведение экономических реформ невозможно без реформирования налоговой системы.
Еще одной немаловажной ролью налоговой системы является обеспечение стабильности экономики. Применяя гибкие налоговые ставки и изменяя систему налогообложения следует добиться стабильно развития предприятий. Это обеспечит стабилизацию налоговых поступлений в бюджет. Еще Адам Смит отмечал, что важно не злоупотреблять налоговыми рычагами. Иначе налогоплательщики могут принимать меры к уклонению от уплаты налогов (прибегать к контрабанде, вести двойную бухгалтерию, проводить «теневые операции»). Цель налоговой системы не только не допустить подобных явлений, но и не провоцировать их.