Понятие унитарного государства
В современном мире есть близкие понятия – страна и государство. Часто они используются как синонимы. Но эти понятия имеют существенное различие. Термином «страна» обозначают какую-либо территорию. А термин «государство» обозначает политическую систему.
Государство – это совокупность форм, методов и систем органов управления экономической и общественной жизнью на территории определенной страны.
Возникали государственные образования как система власти. Она служила для подчинения одних слоев населения другим. Далее сформировалась функция управления определенной территорией. Она сводилась к сбору всевозможных податей и обеспечению обороны в случае нападения врагов. Позже государство начало регулировать и экономические отношения на данной территории.
В процессе развития человеческого общества сформировалось несколько типов государственных образований. Одним из них является унитарное государство.
Унитарным государством называется такая форма государственного устройства, когда составные территориальные части являются административно-территориальными единицами инее имеют статуса государственного образования, по всей стране действует единая конституция, единая правовая система и единая для всей страны структура органов власти.
Примерами унитарных государств могут быть Франция, Финляндия, Норвегия, Венгрия.
Сущность и задачи налогов и налоговой системы
С момента возникновения государств, в любом обществе возникает система взимания платежей в пользу государства. Эти средства расходуются руководством государства (правителями) для различных нужд – обороны, содержание аппарата власти и пр. У разных народов и в разные времена эти платежи носили различные наименования. В современном словаре они обозначены термином «налоги».
Налогами называют обязательные безвозмездные платежи, взимаемые принудительно государством (государственными органами различного уровня), для содержания государственного аппарата и финансирования выполнения государством своих функций.
Перечень установленных в государстве налогов, принципы, формы и методы их установления и сбора, способы их коррекции (изменения, отмены), методы и органы контроля за уплатой налогов и соответствующая законодательная база образуют налоговую систему государства.
От сборов и пошлин налоги отличаются безвозмездным характером уплат. Сборы и пошлины же носят характер соглашения и разрешения совершать определенные действия плательщиками или в отношении таковых. Налоговые сборы – это обязательный элемент экономических отношений. Они изменяются с изменением государственности или с ее развитием. Благодаря выполняемым ими функциям, налоги являются инструментом государственной политики. В государстве и обществе налоги выполняют следующие функции:
- фискальную;
- распределительную;
- регуляторную;
- функцию контроля.
Наиболее древней и, в то же время, самой главной является фискальная функция. Она заключается в сборе денежных средств для формирования приходной части государственного бюджета. Перераспределение собранных средств в соответствии с проводимой государством политикой является проявлением распределительной функции налоговой системы.
Применяя различные налоговые ставки или освобождая отдельные отрасли или предприятия от уплаты налогов или же наоборот, повышая налоговую ставку для отдельных товаров или предприятий осуществляется регулирующая функция налогов. Роме того она предусматривает сбор средств на восстановление использованных ресурсов. Контроль заключается в отслеживании степени полноты денежных поступлений и их своевременности. Эта функция необходима для дальнейшего планирования развития государства (как экономики, так и общества).
Особенности налоговой системы унитарного государства
Как уже говорилось выше, унитарные государства – это цельные образования. Территории, входящие в их состав являются административно-территориальными единицами, не имеющими суверенных прав. Они всецело подчиняются центральным органам власти. Это касается и вопросов налогообложения и формирования бюджетов всех уровней.
Аппарат государственной власти унитарного государства – это единая структура по всей территории страны. Права высших органов власти не ограничены полномочиями местных органов самоуправления. В пределах унитарного государства действует единая конституция и единая правовая система.
Налоговая система унитарного государства представляет собой одноканальную структуру. Все налоги, собираемые на местах поступают в единый центр. А уже центральные органы власти осуществляют перераспределение собранных средств по регионам и отраслям.
В качестве примера классической формы налоговой системы унитарного государства часто приводят современную налоговую систему Великобритании. В унитарном государстве используют центральные и местные налоги. В категорию центральных налогов входят:
- подоходный налог с населения;
- подоходный налог с предприятий, фирм, корпораций и т.п.;
- налог на доходы от нефти;
- налог с наследства;
- налог на добавленную стоимость;
- всевозможные гербовые, акцизные и пошлинные сборы.
Собранные средства поступают в центральный (государственный) бюджет. Взимание средств может происходить либо через специальные органы, либо перечислением плательщиком через банковские учреждения. Согласно конституции государства платеж может производиться как в наличной, так и в безналичной форме (банковским чеком, банковской картой и пр.).
Для финансирования нужд местных бюджетов применяют систему местных налогов. В их перечень входят поимущественные налоги. В зависимости от особенностей государственного законодательства (налогового кодекса) определяется ставка налогов и система их начислений (пропорциональная, прогрессивная и т.д). Эти же законы определяют круг лиц и случаи применения льготного налогообложения или освобождения т уплаты налогов.