Хоровое искусство
Хор – совместное звучание человеческих голосов, певческий коллектив.
Отличительной особенностью хора является наличие как минимум двух человек, исполняющих одну и ту же партию. У хора есть руководитель – дирижер или хормейстер и регент у церковного хора.
В хоре чаще всего бывает 4-е хоровые партии – сопрано, альт, тенор и бас. Петь хор может как в сопровождении, так и без музыкального сопровождения. Пение без сопровождения носит название a cappella.
Рисунок 1. Смешанный хор. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В основе хоровой классификации лежат пол и возраст певцов. Наиболее распространенным является смешанный хор, в котором голоса женщин составляют партию сопрано и альтов, а мужские голоса – партии теноров и басов.
Кроме смешанных хоров бывают хор мальчиков и юношей, женский хор, мужской хор, детский хор.
Различаются хоры манерой пения:
- академический хор – в его основании лежит эталон европейского академического певческого тона;
- народные хоры – поют в народной манере.
В истории искусства хоровое пение и вокальная музыка – это самые древние формы музыкального исполнительства. Вокальная музыка с далекой древности в жизни человека всегда занимала важное место и развивалась как область народно-песенного творчества.
Песни, сложенные народом, на протяжении всей истории отражали их жизнь и деятельность во всем многообразии. С накоплением богатого опыта в народно-песенном творчестве начало складываться профессиональное хоровое искусство, которое уже подчинялось определенным правилам и законам.
Для этого, безусловно, была нужна выучка и специальная подготовка. Способ управления певцами – хейрономия возник в эпоху Древнего Царства в Египте – 2800-2250 лет до нашей эры. Хейрономы – предшественники современных дирижеров, получали большое жалование и пользовались в обществе авторитетом.
Развитие театральных представлений и традиции ансамблевого пения в Древней Греции связаны между собой. Древнегреческие трагедии разыгрывались на специальной площадке (будущая сцена), а хор находился перед ней в определенном месте, называвшемся орхестрой.
Хор мог выступать как от лица действующих персонажей, так и от лица автора.
Аристоксен еще в античные времена считал, что врачевание очищает тело, а музыка как искусство пения со словами исцеляет душу. По мнению Платона, хоровое пение укрепляет в человеке все хорошее и благородное.
Пению следует обучать с молодого возраста, считал Аристотель, потому что хоровая музыка оказывает положительное влияние на психику и этику.
В Средние века хоровое пение было связано с церковью, музыка становится ее служанкой. Хоровое пение, как считали в это время, сплачивает людей, примиряет тех, кто враждует, соединяет людей в союзы.
В хор набирали как по вокальным данным, так и по велению сердца. Богослужебные христианские обряды украшало звучание музыки. Унисонное пение мужского хора сопровождало богослужения в храмах.
Песнопения эти получили название григорианских хоралов. Развивалось хоровое искусство под музыку Баха, Моцарта, Генделя, Бетховена и других композиторов XVI-XVIII вв.
Развитие хоровой культуры в России
Музыкальная культура России является частью мировой культуры и на протяжении столетий она развивалась как вокально-хоровая. Мироощущение русского народа, его мировосприятие свое отражение нашло в хоровом творчестве. История хорового исполнительства в России очень давняя.
Песни Древней Руси исполнялись хором и были разнообразными по содержанию и музыкально-поэтическим образам. Хоровая культура в России до появления нот развивалась как устная традиция и оказалась очень устойчивой.
Смысл музыки формирует у народа соответствующий взгляд на мир. Хоровое пение было средством нравственного и религиозного воспитания только тогда, когда подчинялось канонам церкви, поэтому культовое пение строго регламентировали.
Несмотря на то, что хоровая культура в России была тесно связана с церковью, ранние формы церковной музыки развивались под влиянием народной песни. Обязательной частью общего образования в X в. было хоровое пение.
Таким образом, профессиональное хоровое пение на Руси имеет тесную связь с церковно-певческой традицией.
Активное развитие хорового исполнительства приходится на период Московской Руси, в это время проходят первые государственные мероприятия, связанные с профессионализацией певческого дела. Первый русский профессиональный хор – государевы певчие дьяки, был создан во второй половине XV в. и от них ведет свое начало старейший русский хор – Ленинградская академическая капелла.
Предшественником Московского синодального хора стал хор патриарших певчих, который наряду с государевыми певчими существовал с конца XVI в.
При Петре I организуется Придворный хор из хора государевых певчих. Он принимал участие в придворной церковной службе, в дворцовых увеселениях, в оперных постановках.
Петербургская капелла, Московский синодальный хор, хоры оперных театров существовали на государственные средства, но кроме них появилось много частных хоров, и их численность значительно возросла к концу XIX в. Частные хоры содержались на средства любителей хорового пения и меценатов, например, крепостная хоровая капелла графа Шереметева.
Возникали хоры и в учебных заведениях – в Петербурге – хор Бесплатной музыкальной школы, бесплатные классы хорового пения в Москве, хор Пречистенских рабочих курсов в Москве.
Во второй половине XIX в. в России появились народные профессиональные хоры. Первый профессиональный народный хор был организован крестьянином Ярославской губернии – И. Е. Молчановым, певшим в разных хорах.
Развитию русских хоровых коллективов способствовало творчество таких русских композиторов, как Д. С. Бортнянский и М. С. Березовский.
Хоровые произведения М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова открыли новую эпоху, вобравшую в себя достижения предшествующих поколений.
Конец XIX века в России характеризуется расцветом хорового исполнительства.
Хоровая культура России в XX в.
Хоровая культура России продолжала свое развитие, шло создание новых форм и видов хорового исполнения – ансамблей песни.
Среди них особенно следует отметить следующие коллективы:
- Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова;
- Ленинградская (Петербургская) академическая хоровая капелла им. М. И. Глинки;
- Государственный хор СССР – сегодня это Государственный академический русский хор им. А. В. Свешникова;
- Государственная республиканская академическая русская хоровая капелла им. А. А. Юрлова;
- Народные и профессиональные хоры им. М. Е. Пятницкого, хор Северной песни, Сибирский хор.
Рисунок 2. Хор им. Пятницкого. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Шло широкое распространение хоровой самодеятельности, по уровню не уступавшей профессиональным коллективам. Активно развивалась детская хоровая исполнительская культура.
В 60-е годы началось студийное хоровое движение – появились детские хоровые студии «Пионерия», «Веснянка», «Восход». В 70-е годы в хоровом исполнительстве появилось новое направление – камерные хоры, например, Московский камерный хор, руководителем которого был В. Н. Минин, Государственный камерный хор под руководством В. К. Полянского, а сегодня это хор Симфонической капеллы России.
Первый камерный хор, которым руководил В. Н. Минин, появился в Москве в 1972 г. и получил название «Государственный Московский Камерный хор». Величайший уровень коллектива позволял ему иметь сложный репертуар, а композиторы Свиридов и Гаврилин первое исполнение своих произведений доверяли этому хору.
Очень высокий профессиональный уровень характерен и для Государственного камерного хора, в репертуаре которого есть произведения Сидельникова и Шнитке.
В советский период хоровое искусство процветало, кроме взрослых хоров создавались детские хоры, так, например, большую известность и популярность приобрел детский хор радио и телевидения под управлением Попова.