Обоснование использования МРД на уроках музыки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Обоснование использования МРД на уроках музыки: Идеи Далькроза и его последователей Н. Г. Александровой, Е.А.Румер, Е.В.Коноровой, Н.А.Метловым, Е.Н.Соковниной, Г.С.Франио, И.В.Лифиц и др. основанные на положениях трудов физиолога И.М.Сеченова, невролога В.М.Бехтерова и психолога Б.М.Теплова, которые считали совершенно непосредственными появления у детей двигательных реакций, более или менее точно передающими временной ход музыкального движения. Так, она выступает интуитивной потребностью детей младшего школьного возраста в двигательной активности.
Цель использования МРД на уроках музыки в начальной школе - развитие творческих проявлений детей в отображении музыки в действии, а также развитие музыкальности.
Задачи:
Образовательные - формировать навыки владения различными видами как средствами выражения музыкальных образов, в соответствии со средствами музыкальной выразительности произведения (темп, динамика, регистр, форма).
Воспитательные- воспитывать у детей культуру движений, культуру чувств, чувство ответственности в коллективно выполняемых упражнениях, играх и танцах.
Развивающие – развивать координацию движений под музыку, чувство пространства, музыкальные и художественно-творческие способности.
Виды музыкально-ритмического движения на уроке музыки.
При выборе вида МРД необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, ограниченные пространственные условия класса.
1. Упражнения – вид МРД предназначен для
формирования основных навыков и умений выразительного движения детей в ходьбе, прыжках. Для понимания жанровой принадлежности (2 класс «жанры музыки») Упражнения должны быть:
• Связаны с воплощением какого либо образа, звучащего в музыке (например, «Танец молодого бегемота»).
• Связан с воплощением жанра в движении.
Виды ходьбы (шага):
бодрый шаг — обыкновенный бытовой шаг, но несколько более устремленный, благодаря чему тяжесть тела сразу переносится с пятки на переднюю часть ступни. Характер этого шага соответствует радостному, бодрому «Спортивному» маршу;
высокий шаг — шаг с высоким подниманием ноги и сгибанием колена. Корпус прямой, голова поднята, энергичное движение руками. Соответствует энергичному характеру «Военного» марша;
тихая, «осторожная» ходьба — корпус наклонен слегка вперед, ноги мягко ступают на всю ступню. Движение рук сдержанное. Характер шага соответствует тихому звучанию музыки попевка «Уж как шла лиса»;
хороводный шаг — голова чуть приподнята, плечи немного отведены. В хороводах исполняется детьми, взявшимися за руки. При этом возможна смена положения рук, т.е. рука, которая была впереди, идет назад, а та, что сзади — вперед. Таким образом, дети идут хороводным шагом, повернувшись в круг то лицом, то спиной;
шаг на носках исполняется выпрямившись, как бы вытянувшись вверх;
мягкий пружинящий шаг соответствует спокойной музыке. Нога, опускаясь на пол, мягко сгибается в колене и сразу пружинно выпрямляется и встает на носок (полупальцы). (марш «Деревянных солдатиков»,1 часть)
Шаг с подниманием пятки (без отрыва носка) (марш «Деревянных солдатиков», 2 часть)
2.Танцевальные движения - предназначены на
уроке для понимания особенностей жанра танец. На уроке используются лишь элементы танцев – танцевальные движения. Этот вид МРД можно подразделить на пляски и танцы с зафиксированными движениями, свободные — импровизационные, а также комбинированные, имеющие зафиксированные движения и свободную импровизацию.
шаг польки — («Итальянская полька» С.В. Рахманинова) на затакте делается легкий подскок на левой ноге, одновременно правая нога выносится слегка вперед. На «раз-и- два» делается три небольших шажка-бега на носках; правой-левой-правой ногой, на «и» снова легкий подскок на правой ноге, левая выносится вперед ит.д.;
шаг вальса – («Вальс» из балета «Спящая красавица» П. И. Чайковского) нога вперед или в сторону с приставлением другой ноги на 2,3.
Шаг полонеза («Танец с кубками» из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского, «Полонез» Ф. Шопена)
легкие подскоки исполняются без излишнего напряжения. Нога слегка выносится вперед с согнутым коленом, руки свободно двигаются — одна вперед, другая назад;
сильные подскоки—движения рук и ног более энергичные. В отличие от легких подскоков сильные подскоки соответствуют более яркой в динамическом отношении музыке.
пружинное прыжки подпрыгивание исполняется при сильном отталкивании ступнями от пола. При приземлении колени слегка сгибаются. Сначала пола касаются ступни и лишь затем вся ступня, тяжесть тела на пятки не переходит. Положение корпуса — прямое, движение вверх — подчеркнуто вертикальное.
Элементы русской пляски:
шаг с притопом на месте — на «раз» — шаг левой ногой, ставя ее рядом с правой, на «два» — притоп правой ногой впереди левой (не перенося на нее тяжесть тела), затем на «раз» следующего такта — шаг на месте правой ногой, на «два» — притоп левой впереди правой и т.д.;
дробный шаг исполняется с продвижением вперед и при кружении на месте, Выполняется ритмично, на всей ступне, при согнутых коленях и прямом положении корпуса;
полуприсядка — на «раз-и» делается пружинное полуприседание и выпрямление колен, на «два» — выставление правой ноги вперед на пятку, носок поднят вверх. На следующем такте выставляется вперед другая нога;
«ковырялочка» — на «раз-и» делается небольшой подскок на левой ноге, одновременно правая нога отводится в сторону, ста- / вится на носок, колено повернуто внутрь. На «два-и» — подскок на левой ноге, правая ставится на пятку, колено повернуто наружу. На следующий такт делается притоп обеими ногами поочередно — правой, левой, правой. Затем движения повторяются.
3.Музыкальные игры направлены на выражение эмоционального содержания музыки. Различают сюжетные игры, осуществляемые в образных движениях («Упрямый братишка», «К нам гости пришли», и несюжетные («Ищи», «Плетень», «Веселый музыкант», которые разыгрываются по определенным правилам в зависимости от характера музыкального произведения.