Сущность понятий «услуга» и «рынок услуг»
Услуга – это вид хозяйственной деятельности, заключающийся в предложении нематериального блага одной стороной другой.
Услуга, как и товар, является объектом продажи. Она приносит потребителю определенную выгоду, а продавцу – прибыль. Производственный процесс услуги, как правило, не связан с созданием принципиального нового продукта, как это происходит в материальной сфере. Услуга совершенствуется с точки зрения качества уже созданного блага. Обязательным условием доходности услуги является польза для покупателя.
Отличительными особенностями услуги можно назвать:
- Неосязаемость. Она не имеет материальной формы, физических характеристик.
- Неотделимость. Услуга поставляется и потребляется в один и тот же момент.
- Отсутствие стандартизации. Клиенты задействованы в производственном процессе, а значит, влияют на конечный результат.
- Отсутствие этапа хранения. Производство услуги впрок невозможно.
По своей природе услуги делятся на материальные и нематериальные. Первые предполагают изменение характеристик товаров, их перемещения и так далее. Нематериальные услуги представлены интеллектуальными, деловыми услугами, обеспечением безопасности и так далее. Они могут быть бытовыми, деловыми, социальными и производственными.
Рынок услуг представляет собой место пересечения интересов продавцов и покупателей относительно купли-продажи различных видов услуг. Он представляет одну из составных частей сферы обмена, действующей по законам товарного обращения. Здесь так же действует рыночный механизм, приводящий рынок в равновесие через установление относительного баланса между предложением и спросом.
Рынок услуг отличает высокая динамичность процессов, более выраженная сегментированность предложения и спроса, высокая степень дифференциации, территориальная сегментация, локализация, высокая скорость оборота капитала, неценовые барьеры входа на рынок.
Рынок услуг в России
В настоящее время рынок услуг набирает обороты во всем мире. Растет процент занятых в этой сфере. Российский рынок услуг начал развиваться относительно недавно, после развала СССР. Наиболее интенсивно процессы становления происходят в банковской сфере, в страховании, телекоммуникациях, информационных технологиях, торговле, питании, туризме, сфере развлечений. По данным статистики на российский рынок услуг приходится около 55% внутреннего валового продукта.
Российская экономика развивается по своим специфическим законам. Долгое время рыночные отношения управлялись государственной властью, несмотря на то, что был совершен переход к рыночной модели. Существенная проблема заключается в отсутствии статистического учета услуг на внутреннем рынке, так же нет единой системы классификации. Из-за того, что российский рынок услуг достаточно молодой, он является привлекательным для иностранных компаний.
Еще одна особенность услуг в России заключается в том, что их оказывают в основном крупные компании, которые ранее находились в государственной собственности. Малый и средний бизнес требует финансовой поддержки из бюджета, так как пока он не может конкурировать с крупными игроками рынка, а также с иностранными участниками. На сегодняшний день российские компании в сфере услуг уступают западным конкурентам в вопросах менеджмента, диверсификации продукта, соответствии последним требованиям рынка.
Большая часть рынка услуг России действует в теневой экономике. Этому способствует обращение наличных денег, которое характерно для малого бизнеса. Противоречивая законодательная база и непоследовательность государственного управления в сфере организации малого и среднего бизнеса стимулируют субъекты хозяйствования уходить в теневой сектор.
Внешняя торговля России услугами: проблемы и перспективы
Основными партнерами России в сфере услуг являются европейские страны. Так же осуществляется взаимодействие со странами Азии – Китаем и Турцией, и с США. Наибольшая доля сферы услуг в международной торговле приходится на туризм и деловые поездки. При этом Россия практически не развивает туристические направления внутри страны. Российский экспорт поездок в деловом сегменте поддерживают Казахстан и Украина.
В сфере транспортных услуг Россия имеет профицит. Наибольший объем этого вида услуг экспортируется в Китай и Швейцарию, а импортируется из Казахстана и Беларуси. Учет и статистика транспортировки не позволяет оценить 60% объема российского импорта и 30% экспорта. Морской транспорт экспортирует свои услуги на Кипр и в Швейцарию, а воздушный транспорт действует на территории Китая и Великобритании.
Деловые услуги России испытывают дефицит, для некоторых видов деловых услуг характерен паритет импорта и экспорта. Здесь выделяют следующие направления международного взаимодействия:
- Научные исследования экспортируются в США, Швейцарию, Нидерланды.
- Юридические услуги импортируются из Великобритании и США.
- Связи с общественностью импортируются из Нидерландов.
- Услуги строительства, архитектуры и инженерии импортируются из Франции.
- Операционный лизинг поступает от Кипра и Ирландии.
После оказания транспортных услуг на втором месте идут телекоммуникационные услуги. Большая часть экспорта в США формируется за счет компьютерных услуг. Часть экспорта связана с присутствием мобильных операторов в соседних с Россией странах. А вот информационные услуги напротив импортируются из Западной Европы и США, так как они занимают практически треть рынка.
В сфере строительства преобладает импорт. Так же растут статьи российских расходов на оплату интеллектуальных услуг. Крупнейшими импортерами выступают Швейцария, США и Ирландия. При этом Россия импортирует интеллектуальные услуги в Казахстан, страховые услуги на Кубу и в Беларусь. По сей день, страна является одним из крупнейших импортеров развлечений. Перспективы развития международной торговли российскими услугами связывают с увеличением объема транспортных и телекоммуникационных услуг.