Понятие кризиса в экономике
Экономический кризис – это явление, при котором происходит резкое уменьшение объемов производства.
Развитие рыночных отношений, становление индустриальной экономики спровоцировало учащение кризисов. Они приобрели циклический характер, стали рассматриваться специалистами в рамках фаз экономического цикла.
Возникновение кризиса ведет к негативным последствиям, среди которых отмечают:
- Снижение показателя совокупного национального дохода.
- Банкротства предприятий и банков.
- Резкий рост безработицы.
- Общее снижение уровня жизни.
Разные экономические школы определяют причины возникновения кризисов в зависимости от ведущей концепции. Австрийская школа рассматривала проблему накопления ошибочных инвестиций, в качестве причины кризиса. Это происходит в процессе систематичного искажения рыночной информации. Источником проблемы считается искажение стоимости денег или ссудного процента. Карл Маркс видел причину кризисов в перепроизводстве, жажде предпринимателей к увеличению капитала. Перепроизводство приводит к насыщению рынка и резкому снижению потребления, что вызывает кризис. Сегодня экономисты видят причину кризисов в психологических ожиданиях субъектов хозяйствования, что напрямую влияет на их экономическое поведение.
В середине тридцатых годов ученые обратили внимание на цикличность экономических процессов. Фазы подъема, бума, спада и кризиса теперь стали частью экономического планирования. Дестабилизация экономической системы влияет на ее разбалансированность. Происходит нарушение воспроизводственных связей, механизмов согласованности, обостряются социально-экономические противоречия.
Таким образом, экономический кризис является частью естественного развития рыночных отношений. Он ведет к оздоровлению хозяйственных систем, стимулирует их перестройку.
Несмотря на то, что в рыночной экономике роль государства ограничена, вмешательство в процессы национального хозяйства считается оправданным в периоды, когда рыночный механизм не способен самостоятельно стабилизировать экономику страны.
Кризис 1997 года в азиатском регионе
На рубеже 1997-1998 года в странах Юго-Восточной Азии разразился экономический кризис, который привел к мировому экономическому кризису. Причиной стал быстрый рост экономик Китая, Тайваня, Малайзии и Южной Кореи. Он способствовал притоку капитала, что спровоцировало рост государственного долга. Произошел перегрев национальных хозяйств, на фоне которого наблюдался бум на рынке недвижимости.
Нестабильность в регионе складывалась на протяжении длительного времени. Соотношение валового продукта и внешнего долга опаснее всего было в Таиланде, который стал главным претендентом на банкротство. Результатом стала девальвация бата, падение его обменного курса, как следствие фондового рынка Таиланда. Далее кризис перешел на экономики Южной Кореи, Индонезии и Малайзии. Другие страны региона пострадали меньше. Все национальные хозяйства Юго-Восточной Азии столкнулись со следующими проблемами:
- Падение курса национальной валюты.
- Падение фондовых индексов.
- Рост инфляции.
- Увеличение объема корпоративного долга.
- Банкротства крупных корпораций.
Экономический кризис вызвал социальную напряженность, которая послужила причиной отставки политических лидеров. Произошел быстрый отток капитала, снизились цены на сырье, что повлияло на кризис в России в 1998 году. Юго-Восточный регион Азии обвинял в кризисе Международный Валютный Фонд, который охотно предоставлял кредиты на развитие экономики. В итоге МВФ выделил средства для преодоления кризиса. К 2001 году эксперты подтвердили, что хозяйства стабилизировались и смогли преодолеть негативные последствия.
Влияние азиатского кризиса 1997 года на денежно-кредитную политику стран региона
Паника среди кредиторов привела к тому, что большие суммы денег стали выводиться из национальных экономик за рубеж. Иностранные инвесторы так же пытались вывести свои средства из стран Юго-Восточной Азии. Ситуация повлияла на обесценивание курсов национальных валют. Чтобы предотвратить валютный крах, правительства стран применили следующие шаги в денежно-кредитной политике:
- Процентные ставки были подняты на чрезвычайно высокий уровень. Это было сделано для того, чтобы сдержать отток капитала заграницу.
- Государственная власть стала вмешиваться в работу валютного рынка. Государство скупало излишки национальной валюты по фиксированному курсу.
Меры оказались рабочими, но в краткосрочном периоде. Результатом стал рост валютных обязательств, банкротство предприятий и дальнейшее усугубление кризиса. МВФ предложил странам использовать строгую кредитно-денежную и бюджетно-налоговую политику. Государства установили надзор над финансовыми инвестициями, в том числе частными. Кроме того, был взят курс на создание прозрачных финансовых систем. Ожидалось, что страны смогут принимать взвешенные, обоснованные решения в области управления кредитно-денежными ресурсами.
Из-за того, что часть ключевых компаний имела кредитные обязательства в долларах США, сформировалась ситуация, при которой корпоративные долги не могли быть выплачены. Со стороны МВФ в регионе поддерживалась либерализация финансового сектора. Через повышение процентных ставок ожидалось привлечение портфельных инвестиций и банковского капитала. Так же среди рекомендаций было предложено привязать национальные валюты к доллару США.
Большинство стран получили субсидии от МВФ. Таиланд вложился в реструктуризацию и реорганизацию компаний и банковской системы. Южная Корея занялась реформированием финансового сектора. Было закрыто около 800 неплатежеспособных финансовых учреждений, так же был реструктурирован государственный долг. Доля иностранного участия в экономике страны была увеличена.