Понятие международной торговли
Международная торговля – это система отношений между странами, крупными корпорациями и предпринимателями, организациями и объединениями национальных экономик, проявляющаяся в организационно-технической, социальной и рыночной формах.
Организационно-техническая составляющая изучает товарооборот между субъектами международной торговли. Внимание сосредоточено на правовом сопровождении, соблюдении прав всех сторон сделки. Так же исследуются процессы пересечения готовой продукцией государственных границ, проведение расчетов между поставщиками и покупателями и иное. Социально-экономическая составляющая направлена на изучение общественно-экономических отношений, складывающихся между участниками международной торговли. Отношения носят общемировой характер. Они помогают интегрировать национальные хозяйственные системы в единое мировое пространство.
Международная торговля тесно связана с международным разделением труда, которое закрепляет за каждой страной наиболее экономически целесообразный вид хозяйственной деятельности. Считается, что производство будет рентабельным для национальной экономики, если его стоимость будет ниже стоимости на мировом рынке. В противном случае, импорт необходимой продукции или услуг будет более выгодным. Такой тип отношений является универсальным и независимым от геополитического влияния.
Международная торговля оценивается рядом макроэкономических показателей:
- Торговым балансом.
- Экспортной, импортной, внешнеторговой квотой.
- Коэффициентом эластичности.
- Уровнем специализации и индустриализации.
- Стоимостными и физическими показателями товарооборота.
Каждая страна, участвующая в международной торговле, стремится к поддержанию баланса между импортом и экспортом. Мировой товарооборот так же определяется как совокупность экспортных и импортных операций. Их объем измеряют в стоимостных показателях с использованием резервной валюты, как правило, доллара США. Объем рассчитывается количественно.
Формы международной торговли
Формы международной торговли представлены импортом и экспортом. Импорт включает в себя ввоз товаров из-за границы для последующей их реализации на внутреннем рынке. Существует реимпорт, когда страна импортер ввозит на свою территорию блага, которые ранее были вывезены в конкретную страну. Импорт может быть связан с ввозом сырья и природных ресурсов для их обработки и последующего вывоза. Временный импорт предполагает ввоз благ на определенный промежуток времени (выставки, аукционы, ярмарки). Ввозимые в рамках транснациональной корпорации товары и услуги так же относятся к импорту.
Экспорт включает в себя вывоз благ, созданных национальной экономикой. Страна может вывозить добытые полезные ископаемые и ресурсы для их переработки в других странах и последующего обратного ввоза. Раннее ввезенные товары могут быть вывезены повторно. Эта процедура называется реэкспортом. Экспорт может быть временным, связанным с проведением выставок, аукционов. Экспорт происходит в рамках работы транснациональных компаний.
Степень вовлеченности национальной экономики в международную торговлю определяется размером импортной и экспортной квоты. Ее расчет производится с помощью показателя годового ВВП. Значение экспортной квоты демонстрирует объем продаж, совершенных национальной экономикой, а импортная квота показывает количество купленной продукции.
Современные формы международной торговли включают в себя:
- Международный лизинг, в котором участники сделки являются представителем разных стран. Он может иметь форму хайринга – среднесрочной аренды, либо рейтинга – краткосрочной аренды.
- Международные торги или тендеры. По сути, это конкурс между производителями разных стран на поставку товаров, услуг.
- Биржевая торговля на международном уровне представлена фондовыми биржами, ведущими операции по ценным бумагам, принадлежащим компаниями и частным лицам разных стран.
- Торговля лицензиями представляет собой форму реализации и защиты права интеллектуальной собственности.
- Международная встречная торговля имеет формы бартера, продолжительных сделок без денежных расчетов, клирингового соглашения.
- Международная торговля на аукционах
- Международная торговля посылками – современный тип торговли, предполагающий розничную реализацию товаров во все уголки мира.
Формы международной торговли изменяются вместе с потребностями мирового сообщества.
Методы международной торговли
Основной международной торговли является договор купли-продажи. Существуют различные методы организации международной торговли. Прямой метод подразумевает проведение сделок компаниями, давно существующими на рынке. Эта методика позволяет снизить издержки за счет отсутствия комиссии, уменьшает риски неисполнения договоренности. Кроме того, прямой метод обеспечивает сохранность информации и ее высокую степень прозрачности.
Косвенный метод во взаимодействие между производителем и покупателем включает посредника. Он эффективен для узкоотраслевых рынков и разовых заказчиков, а также при наличии крупных конкурентов. Взаимоотношения регулируются посредническим соглашением и договором поручения. Посредники получают комиссионные за выполнение своих функций.
Если посредник является бизнесом, который создан группой инициаторов, то говорят о кооперативном методе международной торговли. Как правило, такие организации создаются для распределения финансовой нагрузки и рисков.
Новой формой международной торговли стала электронная торговля. Она позволила убрать границы между странами, а покупателям получить доступ к производителям в любых точках мира. Кроме того, международная торговля в интернете способствует интеграции стран в мировое хозяйство, стимулирует развитие платежных систем и их распространение.