Сущность международных перевозок
Международные перевозки – это транспортировка объектов – товаров и пассажиров, через государственную границу между странами.
Взаимоотношения между странами в части перевозки грузов регламентируются соответствующими соглашениями. От внутренних перевозок их отличают наличие иностранного сегмента. Перемещение объекта перевозки всегда происходит через государственную границу, а также через территории одного или нескольких государств.
Регламентирование ответственности сторон осуществляется в зависимости от вида транспорта. Перевозки могут осуществляться железнодорожным, автомобильным, морским, речным и воздушным транспортом. Поэтому не существует единого регламента, который смог бы учесть все возможные особенности каждого вида перевозок. Например, Конвенция, принятая в Варшаве, регулирует воздушные перевозки. Она определяет международную перевозку, как соединение двух портов, расположенных в разных странах. Так же возможна остановка в третьей стране, не относящейся к перевозчику и принимающей стороне. Международная практика применяет специальные соглашения для решения специальных вопросов:
- Перевозка опасных грузов.
- Осуществление смешанных перевозок.
- Применение специальных контейнеров.
Применение единого подхода к организации разных типов перевозок позволяет регламентировать процесс организации перевозки, формирования и передачи перевозочных документов. Так же могут описываться порядок получения груза, его оформления, гарантии сторон и их взаимная ответственность, а также принципы и правила предъявления взаимных претензий. Часто стороны несут материальную ответственность в случае возникновения споров. На территории отправителя перевозка может подчиняться правилам страны-отправления. В процессе перевозки отношения регламентируются правилами перевозчика.
Современное состояние международных перевозок в мире
Транспорт является одной из важнейших сфер экономики любой страны. Его инфраструктура обеспечивает связи между экономическими системами, а также отражает текущее состояние мировой экономики. Сегодня процессы интеграции и кооперации характерны и для этой сферы деятельности. Сложился тренд на комплексные логистические решения, а также на сотрудничество между перевозчиками.
Международные перевозки характеризуются объединением наземного, водного и воздушного транспорта. Соотношение интенсивности перевозок различается в разных странах и на разных территориях. Развитые страны, где промышленность играет важную роль в национальном хозяйстве, используют все виды транспорта, и часто прибегают к смешанным перевозкам. Самыми развитыми считаются инфраструктуры США, Японии и Евросоюза. Они обеспечивают 85% грузооборота. В ЕС и США лидирует автомобильный транспорт, далее по объему перевозок идет железнодорожный транспорт. Железнодорожные перевозки характерны для стран СНГ и Восточной Европы. Страны, имеющие выходы к морям и океанам, такие как Греция, Норвегия, Япония, Великобритания пользуются морским и речным транспортом.
Авиаперевозки сосредоточены на Дальнем Востоке, в США и Западной Европе. Сюда же относят несколько азиатских стран – КНР, Японию, Таиланд и Сингапур. На них приходится 20% всего мирового объема авиаперевозок.
Финансовый и экономический кризисы привели к стагнации некоторых национальных хозяйств, что дало возможность другим странам выйти на новый уровень. На первый план выходят страны азиатского региона, особенно Китай. Новые требования мировой экономики повлияли на структуру перевозок, а также на организацию логистики.
Участие России в международных перевозках
По доле рынка в России лидирует автомобильный транспорт. На его долю приходится 68% всего объема грузов. Далее идут железнодорожный транспорт – 17% и трубопроводный транспорт – 13%. Популярность железнодорожного транспорта объясняется следующими аспектами:
- Выгодные тарифы.
- Низкая стоимость перевозки из расчета: 1 тонна на 1 километр.
- Возможность применения мультимодальных схем.
- Общая большая протяженность дорог.
Морские перевозки в России используются для экспорта. Самым крупным портом на Черном море является Новороссийск. По объему грузов он занимает третье место в мире. Укрепление связей с Юго-Восточной Азией позитивно повлияло на рост мощности российских портов. Автомобильный транспорт в России преимущественно используется для небольших расстояний. Часть импортных грузов ввозится из Европы. Так же Россия участвует в соглашении по формированию транспортного коридора из стран Азии в Европу. Часть инфраструктуры предполагает строительство автомобильных платных магистралей.
Российские логистические компании оказывают комплексные услуги по перевозке, хранению и доставке грузов. Они подбирают наиболее подходящие виды транспорта и методы перемещения. Если груз перевозится внутри континента, то в зависимости от проходимости и доступности используется автомобильный или железнодорожный транспорт. Скоропортящиеся продукты перевозят воздушным транспортом. Морской транспорт является наиболее медленным, но только он позволяет перевозить сверхтяжелые грузы, а также относительно недорого совершать трансконтинентальные перевозки. Особую популярность набирает доставка до двери, которая предполагает совокупность операций, позволяющих доставить груз от производителя конечному потребителю в указанное время и в должном объеме.
Россия участвует в международных проектах по строительству и развитию транспортной инфраструктуры. Экспорт российской продукции осуществляется в основном трубопроводами и железнодорожным транспортом. На Дальнем Востоке существует только Транссибирская магистраль, которая связывает Россию со стратегическими партнерами в Азии. С соседями, расположенными в Восточной Европе и в Западной Европе сообщение так же осуществляется через трубопроводы, морские пути и с помощью автомобильного транспорта.