Современное состояние туристической отрасли и ее место в современной мировой экономике
Туризм – это временное перемещение человека из места его постоянного проживания в иную страну или другую местность в границах страны его проживания в свободное от основной работы время с рекреационной, оздоровительной,, познавательной, развлекательной либо деловой целью.
Одной из ключевых тенденций развития мировой экономики является её переориентация с простого воспроизводства материальных благ на оказание услуг (сервисное обслуживание). Это обусловлено высокой ликвидностью и небольшой материалоемкостью услуг, которые, помимо прочего, бывают туристическими.
Туризм характеризуется как сфера экономики, которая создает большое число рабочих мест. В частности, по подсчетам экономистов в туристической отрасли работает каждый двенадцатый человек – общее число рабочих мест в мире превышает 75 миллионов. Таким образом, туризм выполняет важную социальную функцию, поскольку предоставляет оплачиваемую работу таким категориям населения, как молодежь, женщины, сельские жители (особенно в эпоху развития сельского, экологического и этнического туризма).
В большинстве стран в сфере туризма функционируют уполномоченные государственные органы и специализированные организации. Они, взаимодействуя друг с другом, разрабатывают комплексные государственные программы, которые ориентируют на стимулирования внутреннего и въездного туризма. Эта цель достигается в результате осуществления следующих операций:
- применение льготного налогообложения;
- упрощение процедур пересечения государственных границ и таможни;
- профессиональная подготовка специалистов в сфере туризма;
- активизация маркетинговой деятельности на зарубежных рынках;
- создание благоприятных условий для инвестирования в туристическую отрасль;
- увеличение расходов государственного бюджета на развитие инфраструктуры и др.
Международный туризм является одним из главных источников пополнения государственных бюджетов всех уровней. Это связано с тем, что местные туристические агентства зарабатывают большую валовую прибыль, которая облагается соответствующим налогом. Так, например, в США доходы от туризма составляют 116 млрд. долларов, в Испании – 60 млрд. долларов, во Франции – 54 млрд. долларов и т. д.
Для того, чтобы туризм был настолько доходным бизнесом, правительства стран нередко выделяют большие объемы бюджетных средств. В частности, Израиль выделяет на развитие туристско-рекреационной сферы более 200 млн. долларов, Испания – более 150 млн. долларов, Китай и Америка – по 70 млн. долларов, Франция – 60 млн. долларов. При этом большая часть этих средств направляется на рекламные цели.
Привлечение в свою страну иностранных туристов означает привлечение их денег, которые будут ими потрачены и, соответственно, останутся в национальной экономике. Согласно статистическим данным, туристы:
- 30% расходов тратят на приобретение продуктов питания и оплату проживания;
- 25% - на приобретение местных сувенирных изделий;
- 20% - на туристические путёвки и сопутствующие услуги турагентств;
- 15% - на транспортные нужды;
- 10% - на развлечение и прочие услуги.
В связи с этим к настоящему моменту 35% мировой торговли услугами приходится на долю туристической индустрии.
Перспективы развития туристической отрасли экономики
Экономисты прогнозируют, что в будущем каждые 10-12 лет будет удваиваться спрос на путешествия. Поэтому туризм вместе с образованием и здравоохранением является одной из трех основных целей роста. В частности, туризм должен выйти в лидеры мировой экономики по созданию первичных рабочих мест, предназначенных, в первую очередь, на молодёжь.
Существенным образом меняется возрастная структура путешественников. Если раньше туристические услуги преимущественно потребляли лица в возрасте 30-50 лет, то теперь в связи с увеличением в развитых странах мира средней продолжительности жизни населения и их средних доходов повышается число путешественников-пенсионеров (в возрасте 60-70 лет). Кроме того, активно развивается молодежный туризм – путешествие молодых людей (в возрасте 16-25 лет).
В мировом ВВП на долю туризма приходится 9,4%. При этом, несмотря на негативные изменения в экономике (безработица, инфляция, нестабильность), наблюдается стабильная тенденция роста этой отрасли.
Наибольшую долю в ВВП доходы от туризма составляют в следующих странах мира – Мальта (19,3%), Кипр (16%), Греция (15,5%), Испания (15,3%).
В России доля доходов от туризма в ВВП страны составляет 6,5%. Причём эксперты высказывают мнение, что в нашей стране туристско-рекреационный потенциал пока используется только на 20%. Это находит выражение в том, что заграницу выезжает большое число россиян (12 млн.), которые тратят на это значительный объём средств (всего – 26,5 млрд. долларов). В то же время в саму Россию въехало только 2,1 млн. иностранных туристов, которые осуществили траты в размере 8,9 млрд. долларов, хотя потенциально Россия может ежегодно принимать до 40 млн. человек.
Развитию отечественной туриндустрии препятствует действие следующих факторов:
- нестабильность в экономическом развитии;
- низкое качество сервисного обслуживания;
- недостаточная поддержка со стороны государства туристической деятельности;
- низкий уровень развития инфраструктуры, в том числе, транспортного обеспечения;
- отсутствие благоприятных условий для вложения средств (инвестирования) в развитие туризма.
Таким образом, решение обозначенных выше проблем в ближайшие годы будет главным ориентиром развития туризма в России.