Понятие экспорта
Экспорт – это термин международной торговли, характеризующий движение товаров и услуг от производителя в другие страны.
Субъект, занимающийся вывозом товаров заграницу, называется экспортером. Покупатель называется импортером. Сегодня отношения экспорта и импорта являются самыми распространенными в сфере торговли. Каждая страна заинтересована в развитии экспорта, так как он приносит дополнительный доход в государственный бюджет в виде налоговых и таможенных отчислений. Продажа благ за границу предполагает их оптимизацию и адаптацию под требования сразу нескольких импортеров. Так страна получает возможность расширить свое присутствие на международном рынке.
Экспорт может охватывать следующие категории ценностей:
- Товары или материальные ценности, обладающие определенными свойствами.
- Услуги или нематериальные ценности.
- Капитал в виде инвестирования средств для организации собственного производства за рубежом.
Отношения экспорта и импорта складываются под влиянием международного разделения труда. Цель увеличение объемов продаж – рост выручки, которая идет на оплату импортных товаров. Разделение труда предполагает, что национальное хозяйство специализируется на выпуске определенных видов товаров и услуг. Производство выгодно тогда, когда себестоимость единицы блага будет дешевле, чем рыночная цена на него на международном рынке. В ином случае выгоднее импортировать благо.
Выделяют следующие виды экспорта. Экспорт продукции, произведенной на территории страны национальными предприятиями. Реэкспорт подразумевает вывоз товаров и услуг с последующим их возвратом на территорию страны. Так же к экспортным операциям относят движение товаров и капитала в рамках одной крупной корпорации, имеющей представительства в других странах. Здесь цена продажи ниже, чем цена на международном рынке. Это связано с внутрикорпоративными договоренностями.
Таким образом, экспорт – это часть международных товарно-денежных отношений, в которые вступает национальное хозяйство.
Российский экспорт
По итогам 2019 года внешнеторговый оборот России составил более 660 миллиардов долларов США. Этот показатель ниже соответствующего за 2018 год на 3%. В географической структуре экспорта главное место занимает Европейский Союз. На его долю приходится около 47% внешней торговли страны. На втором месте идут страны Азии и Тихоокеанского экономического сотрудничества. Доля их в общем обороте составляет 32%. Показательно, что объем торговли со странами ЕАЭС вырос на 1,1% или на 5,7 миллиардов долларов США.
Объем экспорта за 2019 год составил 420 миллиардов долларов. Он показал снижение на 6% относительно того же периода 2018 года. Категории, из-за которых произошло уменьшение объема экспорта, включают в себя энергоресурсы, пшеницу, стальные полуфабрикаты и алмазы. Экспорт в ЕС снизился на 7,8%. В страны Юго-Восточной Азии объем экспорта уменьшился на 4,3%. Так же объем продаж в страны СНГ уменьшился на 2,8%.
Товарная структура российского экспорта включает в себя:
- Топливно-энергетических товары.
- Металлы и изделия из них.
- Машины и оборудование.
Российский экспорт в страны дальнего зарубежья формируется преимущественно за счет отношений с Германией, Нидерландами, Италией, на чью долю приходится 48% всего оборота с ЕС. Сотрудничество со странами Юго-Восточной Азии строится на взаимодействии с Китаем, Южной Кореей и Японией. По итогам 2019 года Китай является крупнейшим партнером России во внешней торговле. На его долю приходится 16% всего российского внешнеторгового оборота. Но экономические отношения со странами СНГ имеют тенденцию к сокращению.
Перспективы экспорта продовольственных товаров из России в страны Юго-Восточной Азии
Россия продолжает укреплять сотрудничество со странами азиатского региона. Такой подход позволяет дифференцировать рынки сбыта, а также создать взаимовыгодные отношения со странами, не относящимися к Европейскому Союзу. Страны азиатского региона стали основой современного экономического развития. Они объединились для создания единого пространства в сфере обеспечения энергетической безопасности региона. Так же АСЕАН занимается вопросами улучшения медицины и образования, оптимизации движения финансов, решения проблем климатических и природных катастроф.
Союз стран Юго-Восточной Азии еще в 2010 году принял решение о расширении сотрудничества в Россией и США. Особое внимание уделяется экспорту продовольственных товаров. Структура российского экспорта в страны Юго-Восточной Азии включает в себя:
- Мороженную рыбу, моллюсков, ракообразных в непереработанном виде - в Китай, Японию и Южную Корею.
- Рыбное филе - в Южную Корею.
- Пшеницу - в Японию.
- Сушеный горох - в Индию.
- Семена льна - в США.
- Сырое подсолнечное масло - в Индию.
- Шоколад и продукты, содержащие какао, - в Японию, США и Корею.
Но для России остается значимым импорт товаров из стран Юго-Восточной Азии. Импорт продовольственных товаров состоит из мороженой рыбы, рыбного филе, ракообразных, моллюсков, картофеля, томатов, корнишонов, чеснока, винограда, бананов, цитрусовых, кофе, чая, риса, соевых бобов, пальмового и кокосового масла, готовой консервированной рыбы и тростникового сахара. Получается, что Россия находится в зависимости от импорта продовольственных товаров из азиатского региона. Структура импорта состоит из готовой продукции, а экспорта – из сырья, что противоречит стратегии развития внешнеторговых отношений. Такая ситуация свидетельствует о необходимости модернизации отрасли сельского хозяйства и рыболовства, развития перерабатывающей промышленности.
Укрепление отношений со странами Юго-Восточной Азии требует от России целенаправленной политики в внешнеэкономических отношениях. Основной потенциал заключен в создании и поддержании перерабатывающих фабрик и заводов, которые позволят выпускать и продавать готовую к употреблению продукцию. Рационализация импорта, увеличение доли наукоемких и технологичных процессов, положительным образом скажется на конкурентоспособности российской продукции на международном рынке, в том числе в сотрудничестве со странами Азии.